РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ |
(19)
RU
(11)
(13)
C2
| |||
|
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: Пошлина: | может прекратить свое действие (последнее изменение статуса: 18.12.2017) учтена за 16 год с 15.08.2016 по 14.08.2017 |
(21)(22) Заявка: 2001122890/28, 14.08.2001
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
14.08.2001
(43) Дата публикации заявки: 10.07.2003 Бюл. № 19
(45) Опубликовано: 27.10.2003 Бюл. № 30
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: SU 619436 А, 28.06.1978. SU 796168 A, 25.01.1981. SU 965950 A, 15.10.1982. GB 1351790 А, 10.09.1970.
Адрес для переписки:
194100, Санкт-Петербург, ОАО "Конструкторское бюро специального машиностроения" |
(71) Заявитель(и):
Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения"
(72) Автор(ы):
Кондратьев А.П., Комаров О.И., Лебедев Б.М., Уткин А.Ф., Шишкин Н.Н.
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения" |
(54) ГРУЗОВАЯ ТРАВЕРСА
(57) Реферат:
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию. Грузовая траверса содержит раму, включающую продольные и поперечные балки, корпус, и грузозахватные устройства, шарнирно закрепленные на раме. Упомянутые балки выполнены таким образом, что образуют разъемную раму, которая подвижно соединена с корпусом с помощью гибких тяг, которые шарнирно закреплены соответственно на раме и корпусе, грузозахватные устройства выполнены сменными и закреплены соответственно на крайних поперечных балках рамы с помощью переустанавливаемых штырей, пропущенных соответственно через сквозные отверстия, которые выполнены на каждой крайней поперечной балке на заданных расстояниях от продольной оси рамы. Корпус выполнен в виде коробчатой конструкции с вырезом в верхней стенке с возможностью размещения в полости корпуса грузового крюка грузоподъемного средства, а средство для связи с грузовым крюком включает другие переустанавливаемые штыри, пропущенные соответственно через сквозные отверстия, выполненные в боковых стенках корпуса на заданных расстояниях одно от другого. Грузовая траверса снабжена устройством фиксации в транспортировочном положении взаимного положения корпуса и рамы. В качестве гибких тяг могут быть использованы грузовые цепи, а в качестве грузозахватных устройств - клещевые захваты. Рычаги клещевых захватов могут быть снабжены рукоятками. Изобретение повышает удобство эксплуатации траверсы. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к грузовым траверсам, в частности, железнодорожных кранов, предназначенных для погрузочно-загрузочных и восстановительных работ.
Известно грузозахватное устройство по авт. св. SU 1705225 А1 (В 66 С 1/62, 1989 г. ). Известное устройство содержит связанный с подъемным механизмом несущий элемент, выполненный с направляющими для груза, захватные органы, включающие двуплечие рычаги, расположенные перекрестно и попарно связанные с концами несущего элемента и между собой посредством горизонтальных осей, и механизм их управления. Последний включает расположенный на несущем элементе подвижный орган, на котором одними концами закреплены шарнирные штанги, связанные другими концами с двуплечими рычагами. Связь вторых концов штанг с двуплечими рычагами представляет собой тяги, шарнирно закрепленные одними концами на верхних плечах двуплечих рычагов, а другими - посредством горизонтальных пальцев связанные между собой и с несущим элементом. При этом несущий элемент выполнен с вертикальными пазами, в которых расположены горизонтальные оси двуплечих рычагов. Подвижный орган выполнен в виде коромысла, расположенного в вертикальной плоскости и шарнирно закрепленного на несущем элементе. На оси подвижного органа закреплен рычаг с фиксатором. Несущий элемент связан с подъемным механизмом канатами через блок. В нерабочем состоянии двуплечие рычаги захватного органа раскрыты, а их горизонтальные оси находятся в верхней точке паза, что обеспечивается горизонтальным расположением закрепленного на оси подвижного органа рычага, который удерживает фиксатор и блокирует движение в механизме управления двуплечими рычагами.
Также известна траверса для захвата рельсовых звеньев по авт. св. SU 1073179 А (В 66 С 1/64, 1982 г.). Известная траверса содержит блоки, смонтированные в корпусе, в котором установлен элемент для связи с грузоподъемным средством, шарнирно закрепленные на балках клещевые (рычажные) захваты и механизм фиксации положения клещевых захватов, включающий в себя поворотный четырехкулачковый механизм, зацеп, закрепленный на элементе для связи с грузоподъемным средством с возможностью взаимодействия с четырехкулачковым механизмом, который кинематически связан с управляющими тягами и балками. Траверса снабжена дополнительными четырехкулачковым механизмом и зацепом, закрепленным на элементе для связи с грузоподъемным средством с возможностью взаимодействия с дополнительным четырехкулачковым механизмом. Каждый из четырехкулачковых механизмов установлен на соответствующей балке, в стенках которой выполнены треугольные пазы, и кулачки его расположены на одном поворотном валу, кинематически связанном через укрепленные на его концах водила с управляющими тягами. Каждый фиксирующий элемент представляет собой пару пластин, выполненных с Т-образными пазами на уровне пазов в стенках балок для размещения в них центральной оси клещевых захватов. Известное устройство позволяет повысить надежность работы траверсы благодаря тому, что исключает возможность отказов при захвате рельсовых звеньев, имеющих различную ширину колеи, и колебания траверсы относительно продольной оси звена.
Однако вышерассмотренные известные устройства обеспечивают погрузку-разгрузку только рельсовых звеньев, незначительно отличающихся по ширине колеи, и не предполагают возможности работы с другими видами грузов, т.е. известные устройства имеют ограниченные функциональные возможности. Вместе с этим конструктивные особенности известных устройств, предполагающие стыковку с грузоподъемным средством с помощью трособлочной системы, включающей блок, установленный на несущем элементе грузовой траверсы, обуславливают увеличение времени на стыковку-расстыковку, что не всегда приемлемо, например, при проведении восстановительных работ.
Известна траверса для захвата рельсовых звеньев по авт. св SU 895891 (В 66 С 1/64, 1979 г.). Известная грузовая траверса содержит балки, соединенные с корпусом, в котором установлено средство для связи с органом (тросом) грузоподъемного средства, грузозахватные устройства, шарнирно закрепленные на балках. Балки соединены с корпусом с возможностью ограниченного поворота в вертикальной плоскости. Средство для связи с органом грузоподъемного средства включает в себя блок, взаимодействующий с тросом грузоподъемного средства. Грузозахватные устройства представляют собой С-образные захваты, которые шарнирно соединены с балками и кинематически связаны посредством соответствующих тяг и пружин с распорными планками. Последние соединены соответственно с поворотно установленными на балках дисками, сопряженными друг с другом посредством пальцев. Известная грузовая траверса предназначена для захвата рельсовых звеньев. Устройство позволяет повысить надежность захвата рельсовых звеньев и расширить функциональные возможности грузовой траверсы за счет захвата рельсовых звеньев с различной шириной колеи.
Недостатком известного устройства является то, что его функциональные возможности ограничены только погрузкой-разгрузкой рельсовых звеньев. Кроме того, устройство требует сравнительно большого времени на стыковку-расстыковку с грузоподъемным средством и увеличивает время развертывания железнодорожного крана на месте проведения, например, восстановительных работ.
Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявляемым изобретением является грузовая траверса, содержащая раму, включающую продольные и поперечные балки, корпус, в котором установлено средство для связи с органом грузоподъемного средства, и грузозахватные устройства, шарнирно закрепленные на раме (авт. св. SU 619436 А, В 66 С 1/10, 1/68, 1978 г.).
Однако известная грузовая траверса, так же как и вышерассмотренные устройства, имеет ограниченные функциональные возможности.
Задача, решаемая изобретением, заключается в создании надежной и удобной в эксплуатации универсальной быстропереналаживаемой грузовой траверсы для железнодорожного крана сравнительно высокой грузоподъемности, предназначенного для погрузочно-разгрузочных и восстановительных работ, обеспечивающей сокращение времени ее развертывания-свертывания на месте проведения, например, восстановительных работ.
Эта задача решается благодаря тому, что в грузовой траверсе, содержащей раму, включающую продольные и поперечные балки, корпус, в котором установлено средство для связи с органом грузоподъемного средства, и грузозахватные устройства, шарнирно закрепленные на раме, согласно изобретению упомянутые балки выполнены таким образом, что образуют разъемную раму, при этом рама подвижно соединена с корпусом с помощью гибких тяг, которые шарнирно закреплены соответственно на раме и корпусе. Грузозахватные устройства выполнены сменными и закреплены соответственно на крайних поперечных балках рамы с помощью переустанавливаемых штырек, пропущенных соответственно через сквозные отверстия, которые выполнены на каждой крайней поперечной балке на заданных расстояниях от продольной оси рамы. Корпус выполнен в виде коробчатой конструкции с вырезом в верхней стенке с возможностью размещения в полости корпуса грузового крюка грузоподъемного средства. При этом средство для связи с грузовым крюком включает другие переустанавливаемые штыри, пропущенные соответственно через сквозные отверстия, выполненные в боковых стенках корпуса на заданных расстояниях одно от другого. Грузовая траверса снабжена устройством фиксации в транспортировочном положении взаимного положения корпуса и рамы.
Вместе с этим грузовая траверса содержит в качестве гибких тяг грузовые цепи.
Кроме того, грузовая траверса содержит в качестве грузозахватных устройств клещевые захваты.
Рычаги грузозахватных устройств могут быть снабжены рукоятками.
Корпус со стороны рамы может быть снабжен поперечными балками с возможностью размещения их на соответствующих поперечных балках рамы в транспортировочном положении, причем каждая из последних снабжена вертикальными параллельно расположенными попарно установленными ребрами. Каждая пара ребер выполнена с расположенными соосно отверстиями с возможностью установки в них съемного штыря, ограничивающего перемещение соответствующей поперечной балки корпуса в транспортировочном положении.
Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно позволяет расширить функциональные возможности грузовой траверсы. Одновременно изобретение обеспечивает возможность быстрой переналадки грузовой траверсы соответственно виду груза, возможность быстрой стыковки с различными грузоподъемными средствами, а также позволяет сократить время развертывания-свертывания грузовой траверсы на месте проведения, например, восстановительных работ. Вместе с этим изобретение позволяет создать грузовую траверсу, которая, при необходимости, может быть разобрана с помощью простых слесарных инструментов на составные элементы, которые могут переноситься вручную и не требуют большой площади для их размещения, что расширяет возможности транспортировки траверсы.
На фиг.1 схематически показан общий вид предлагаемой грузовой траверсы в рабочем положении (условно установлены грузозахватные устройства двух типов); на фиг.2 - грузовая траверса со снятыми грузозахватными устройствами, общий вид; на фиг.3 - то же, вид в плане; на фиг.4 - устройство крепления переустанавливаемого штыря на корпусе грузовой траверсы, разрез по А-А на фиг.3 (грузовой крюк условно не показан).
В варианте осуществления изобретения грузовая траверса представляет собой симметричную конструкцию, которая содержит разъемную раму 1, подвижно соединенную с корпусом 2 с помощью гибких тяг 3, которые шарнирно закреплены соответственно на раме 1 и корпусе 2. В варианте выполнения грузовая траверса в качестве гибких тяг содержит грузовые цепи. Разъемная рама 1 включает продольные балки 4, которые с помощью резьбовых соединений 5 и 6 соединены соответственно с крайними поперечными балками 7 и центральными поперечными балками 8. При этом рама смонтирована таким образом, что поперечные балки опираются сверху на продольные балки 4. Благодаря этому повышается несущая способность, например, крайних поперечных балок 7 и улучшаются условия работы резьбовых соединений 5 и 6. Корпус 2 выполнен в виде коробчатой конструкции с вырезом "а" в верхней стенке с возможностью размещения в полости "b" корпуса грузового крюка 9 грузоподъемного средства (на чертежах не показано). В варианте осуществления изобретения в качестве грузового крюка используется, например, двурогий крюк.
На крайних поперечных балках 7 рамы 1 шарнирно закреплены сменные грузозахватные устройства. В варианте выполнения грузовая траверса в качестве сменных грузозахватных устройств содержит, например, клещевые (рычажные) захваты 10, 11. Рычаги клещевых захватов снабжены соответственно рукоятками 12. Клещевые захваты 10, 11 закрепляются соответственно на крайних поперечных балках 7 с помощью переустанавливаемых штырей 13. Последние пропущены через сквозные отверстия "с", которые выполнены на каждой крайней поперечной балке 7 на заданных расстояниях от продольной оси рамы 1. Количество клещевых захватов, закрепляемых на раме, а также их тип и места установки выбираются в каждом конкретном случае соответственно виду груза.
В корпусе 2 предусмотрено средство для связи с грузовым крюком 9 грузоподъемного средства, включающее переустанавливаемые штыри 14. Последние пропущены через сквозные отверстия "d", которые выполнены на боковых стенках корпуса 2 на заданных расстояниях одно от другого. Величина расстояний между отверстиями задается в зависимости от соответствующих размеров конкретных двурогих крюков, стыкуемых с грузовой траверсой. В варианте осуществления изобретения грузовая траверса предполагает возможность стыковки с двурогими крюками, например, двух типоразмеров и имеет две пары сквозных отверстий "d". В другом варианте грузовая траверса может быть выполнена под конкретный грузовой крюк.
Грузовая траверса снабжена устройством фиксации в транспортировочном положении взаимного положения корпуса 2 и разъемной рамы 1. В варианте выполнения корпус 2 со стороны рамы 1 снабжен поперечными балками 15 с возможностью размещения их на соответствующих центральных поперечных балках 8 рамы 1 в транспортировочном положении. При этом каждая из центральных поперечных балок 8 рамы снабжена вертикальными параллельно расположенными попарно установленными ребрами 16. Каждая пара ребер 16 центральных поперечных балок 8 выполнена с соосными отверстиями с возможностью установки в них съемного штыря 17, ограничивающего перемещение соответствующей поперечной балки 15 корпуса относительно поперечной балки 8 рамы 1 в транспортировочном положении.
Для удобства эксплуатации, а также из соображений безопасности работ штыри 13, 17 и 14 снабжены тросиками 18, соединяющими их соответственно с поперечными балками 7, 8 рамы 1 и корпусом 2. Фиксация упомянутых штырей в штатном положении обеспечивается с помощью жестко закрепленных планок 19, входящих в соответствующие канавки "е" на штырях, и пружинных стопоров 20, пропущенных через диаметральные отверстия в штырях. Пружинные стопоры 20, так же как и штыри, с помощью соответствующих тросиков 18 соединены соответственно с поперечными балками 7, 8 рамы 1 и корпусом 2.
Грузовая траверса работает следующим образом.
Сначала через вырез "а" корпуса 2 в полость "b" корпуса заводят грузовой (например, двурогий) крюк 9 грузоподъемного средства. Грузовой крюк состыковывают с корпусом 2 с помощью переустанавливаемых штырей 14, которые устанавливают в отверстия "d" корпуса, расположение которых соответствует элементам закрепления данного грузоподъемного крюка. Установленные в отверстия "d" корпуса 2 штыри поворачивают соответственно в штатное положение, при котором канавка "е" штыря образует геометрически замкнутое шарнирное соединение с соответствующей планкой 19, закрепленной на корпусе 2. В диаметральные отверстия, выполненные на свободных концах штырей 14, устанавливают соответственно пружинные стопоры 20, дополнительно препятствующие осевому перемещению штырей.
На крайних поперечных балках 7 рамы соответственно виду груза закрепляют сменные грузозахватные устройства. Например, при подъеме отдельных рельсов на балках 7 рамы закрепляют соответственно два клещевых захвата 11. В этом случае для закрепления захватов 11 с помощью переустанавливаемых штырей 13 используют отверстия "с", расположенные в плоскости, совпадающей с продольной осью симметрии грузовой траверсы. В другом случае, например, при подъеме стрелочного перевода или звена рельсового пути на крайних поперечных балках 7 рамы закрепляют соответственно две пары клещевых захватов 10. При этом соответствующие штыри 13 устанавливают в отверстия "с", расположение которых соответствует расположению рельсов данного стрелочного перевода или ширине колеи рельсового пути. Для других грузов могут быть использованы другое количество сменных грузозахватных устройств и другие варианты расположения грузозахватных устройств на крайних поперечных балках рамы. Установка штырей 13 в отверстиях "с" балок 7 рамы и фиксация положения штырей производятся по аналогии с установкой и фиксацией штырей 14 в отверстиях "d" корпуса 2 (таким же образом производятся установка и фиксация съемных штырей 17 в отверстиях ребер 16 центральных поперечных балок 8).
При опускании грузовой траверсы с установленными грузозахватными устройствами, например, на головки звеньев звена появляется слабина в подвеске каждого грузозахватного устройства (клещевого захвата). С помощью рукояток 12 вручную разводят рычаги клещевых захватов и охватывают клещевыми захватами головки рельсов звена. При подъеме грузового крюка 9 поднимается корпус 2, увлекая вверх гибкие тяги 3 с рамой 1 и закрепленные на раме клещевые захваты. При этом рельсовое звено надежно захватывается клещевыми захватами и перемещается на место укладки. После опускания грузовой траверсы головки рельсов звена освобождают от клещевых захватов.
При переводе грузовой траверсы в транспортировочное положение раму 1 освобождают соответственно от грузозахватных устройств 10, 11, для чего снимают с соответствующих штырей 13 пружинные стопоры 20. Затем штыри 13 поворачивают каждый в положение, обеспечивающее возможность удаления штыря из соответствующего отверстия "с" в поперечной балке. Убирают грузозахватные устройства. Штыри 13 устанавливают в штатное положение и вновь закрепляют посредством пружинных стопоров 20. Штыри 17 удаляют из соответствующих отверстий в ребрах 16 центральных поперечных балок 8 рамы 1. Корпус 2 опускают до соприкосновения поперечных балок 15 корпуса 2 с центральными поперечными балками 8 рамы 1. Штыри 17 устанавливают в штатное положение и вновь фиксируют посредством пружинных стопоров 20. При этом штыри 17 располагаются соответственно над поперечными балками 15 корпуса, ограничивая таким образом перемещение последних относительно центральных поперечных балок 8 рамы. Грузовую траверсу освобождают от грузового крюка 9, для чего штыри 14 удаляют из соответствующих отверстий "d" корпуса 2. После подъема грузового крюка из полости "b" корпуса 2 штыри устанавливают в штатное положение и фиксируют посредством пружинных стопоров 20. Грузовая траверса готова к транспортировке.
Перевод траверсы в рабочее положение производится в обратном порядке.
Вместе с этим грузовая траверса, при необходимости, может быть разобрана с помощью простых слесарных инструментов на составные элементы, которые могут переноситься вручную и не требуют большой площади для их размещения, что расширяет возможности транспортировки траверсы. Хранение траверсы может осуществляться в транспортировочном положении или в разобранном виде. Сравнительно небольшой размер грузовой траверсы по высоте и особенности устройства узла соединения с грузовым крюком обеспечивают возможность работы железнодорожного крана с грузом под контактным проводом.
Таким образом, благодаря особенности выполнения грузовой траверсы изобретение обеспечивает возможность создания универсальной быстропереналаживаемой грузовой траверсы для железнодорожного крана сравнительно высокой грузоподъемности, предназначенного для погрузочно-разгрузочных и восстановительных работ, и позволяет сократить время развертывания-свертывания грузовой траверсы и, следовательно, железнодорожного крана на месте проведения, например, восстановительных работ.
Формула изобретения
1. Грузовая траверса, содержащая раму, включающую продольные и поперечные балки, корпус, в котором установлено средство для связи с органом грузоподъемного средства, и грузозахватные устройства, шарнирно закрепленные на раме, отличающаяся тем, что упомянутые балки выполнены таким образом, что образуют разъемную раму, при этом рама подвижно соединена с корпусом с помощью гибких тяг, которые шарнирно закреплены соответственно на раме и корпусе, грузозахватные устройства выполнены сменными и закреплены соответственно на крайних поперечных балках рамы с помощью переустанавливаемых штырей, пропущенных соответственно через сквозные отверстия, которые выполнены на каждой крайней поперечной балке на заданных расстояниях от продольной оси рамы, корпус выполнен в виде коробчатой конструкции с вырезом в верхней стенке с возможностью размещения в полости корпуса грузового крюка грузоподъемного средства, при этом средство для связи с грузовым крюком включает другие переустанавливаемые штыри, пропущенные соответственно через сквозные отверстия, выполненные в боковых стенках корпуса на заданных расстояниях одно от другого, причем грузовая траверса снабжена устройством фиксации в транспортировочном положении взаимного положения корпуса и рамы.
2. Грузовая траверса по п. 1, отличающаяся тем, что содержит в качестве гибких тяг грузовые цепи.
3. Грузовая траверса по п. 1, отличающаяся тем, что содержит в качестве грузозахватных устройств клещевые захваты.
4. Грузовая траверса по п. 3, отличающаяся тем, что рычаги клещевых захватов снабжены рукоятками.
5. Грузовая траверса по любому из пп. 1-3, отличающаяся тем, что корпус со стороны рамы снабжен поперечными балками с возможностью размещения их на соответствующих балках рамы в транспортировочном положении, причем каждая из последних снабжена вертикальными параллельно расположенными попарно установленными ребрами, каждая пара ребер выполнена с расположенными соосно отверстиями с возможностью установки в них съемного штыря, ограничивающего перемещение соответствующей поперечной балки корпуса в транспортировочном положении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий