РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ |
(19)
RU
(11)
(13)
C1
| |||
|
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: Пошлина: | действует (последнее изменение статуса: 17.02.2017) учтена за 11 год с 20.03.2017 по 19.03.2018 |
(21)(22) Заявка: 2007110019/11, 19.03.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
19.03.2007
(45) Опубликовано: 10.11.2008 Бюл. № 31
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2117232 C1, 10.08.1998. RU 2121449 C1, 10.11.1998. US 3459102 A, 05.08.1969. US 3044362 A, 17.07.1962. FR 1362414 A, 05.06.1964.
Адрес для переписки:
194100, Санкт-Петербург, ОАО "Конструкторское бюро специального машиностроения" |
(72) Автор(ы):
Потапов Владимир Федорович (RU), Богачев Герман Юрьевич (RU), Сиротинин Дмитрий Игоревич (RU), Смирнов Борис Александрович (RU), Ширкин Александр Борисович (RU), Каплунов Александр Григорьевич (RU), Яковлев Константин Константинович (RU), Сергеев Николай Борисович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения" (RU) |
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ОРУЖИЯ ТИПА ТОРПЕДЫ НА ПУСКОВУЮ УСТАНОВКУ КОРАБЛЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к корабельным загрузочным устройствам. Устройство содержит подвеску с амортизационными стойками, имеющими наконечники, выполненные с возможностью взаимодействия с ответными съемными опорами-ловителями, устанавливаемыми в фиксируемом положении на пусковой установке корабля. Устройство также содержит промежуточную балку, смонтированную на подвеске с возможностью вертикального перемещения, привод вертикального перемещения промежуточной балки и соединенное с подвеской средство для связи с органом грузоподъемного средства. Подвеска содержит опирающуюся на упомянутые стойки раму, включающую продольные и поперечные балки. Средство для связи с органом грузоподъемного средства выполнено в виде снабженной такелажным элементом каретки, установленной на промежуточной балке с возможностью перемещения вдоль последней и - фиксации своего положения. Промежуточная балка смонтирована с помощью подвижной платформы, которая установлена на упомянутой раме с возможностью перемещения поперек рамы и - фиксации своего положения относительно последней. На промежуточной балке установлены вертикальные направляющие элементы, взаимодействующие с соответствующими ответными элементами подвижной платформы, а также с помощью амортизаторов установлены элементы для поддержания ТПК, снабженные упомянутыми элементами зацепления. Изобретение направлено на обеспечение безударной погрузки. 12 з.п. ф-лы, 9 ил.
Изобретение относится к корабельным загрузочным устройствам и может быть использовано для горизонтальной погрузки на корабль объединенных в блок (пакет) или отдельных длинномерных грузов с помощью универсальных грузоподъемных средств.
Известны ракетозагрузочные устройства, обеспечивающие безударную загрузку ракет на корабль при волнении моря (Ю.Иванов, В.Красильников, Б.Бураков // Корабельные ракетозагрузочные устройства // Военный парад. - Ноябрь-декабрь, 1996 г., - с.90-92). В том числе известны устройства, обеспечивающие загрузку ракет, которые с момента изготовления до пуска с корабля находятся в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), который обеспечивает не только погрузку ракеты на корабль, но и ее пуск. Известные устройства снабжены воронкообразными ловителями и шаровыми опорами, размещаемыми и смонтированными либо на палубе принимающего корабля, либо на элементах передаваемого на корабль груза. Подобные устройства обеспечивают улавливание качающегося груза и его точную фиксацию на корабле относительно пусковой установки (ПУ), в которую должна загружаться ракета (ТПК). Для снижения перегрузок, возникающих при соударениях качающегося корабля и передаваемого груза, опоры загрузочных устройств снабжаются вертикальными и горизонтальными амортизаторами. Кроме того, в подвеске, входящей в состав ракетозагрузочного устройства, соединяющей груз с гаком грузоподъемного средства, также встроен амортизационный узел, который снижает перегрузку на ракету при отрыве груза от корабля, когда его палуба при качке уходит вниз от груза быстрее, чем опускается груз, и последний резко зависает, что приводит к возникновению перегрузок. Амортизаторы опор и подвески рассчитываются исходя из скоростей взаимного перемещения палубы корабля и груза при заданном волнении моря для данного корабля или группы кораблей и допустимых для ракеты перегрузок в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Однако указанные ракетозагрузочные устройства не предполагают обеспечения загрузки транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок (пакет).
Известно устройство для загрузки на корабль транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок (RU 2117232 C1, F41F 3/04, 1998). Известное устройство содержит основание, выполненное в виде амортизированных опор, с возможностью жесткого закрепления на месте базирования пусковой установки (фундаменте корабля), соединенную с основанием съемную опорную раму, контактирующие с амортизированными опорами воронкообразные ловители, амортизированную подвеску для подсоединения съемной рамы к грузоподъемному средству, транспортно-пусковые контейнеры, средства для удержания и фиксации транспортно-пусковых контейнеров, причем последние объединены в блок, включающий два ряда разнесенных по высоте контейнеров. Наличие съемной рамы дает возможность сборки на берегу многоконтейнерных блоков. Выполнение основания в виде амортизированных опор и снабжение съемной рамы воронкообразными ловителями и амортизированной подвеской обеспечивает прием ракет с берега и на корабль при волнении моря до 2-3-х баллов, а также прием ракетного боезапаса с плавучих пирсов и причалов. Выполнение опор амортизированными обеспечивает снижение до допустимого значения перегрузок на ракету при погрузке блока ТПК с ракетами на корабль.
Однако известное устройство предполагает загрузку (выгрузку) ТПК на корабль только в составе блока (пакета) ТПК, т.е. имеет ограниченную область использования.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков с заявляемым изобретением является устройство для загрузки ракет на пусковую установку корабля по патенту RU 2121449 C1 (В63G 3/04, F41F 3/04, 1998). Известное устройство содержит подвеску с амортизационными стойками, имеющими наконечники, выполненные с возможностью взаимодействия с воронкообразными улавливателями (опорами-ловителями), устанавливаемыми в фиксируемом положении на корабле (по существу на загрузочной ферме, устанавливаемой перед пусковой установкой), промежуточную балку, смонтированную на подвеске с возможностью вертикального перемещения относительно последней, снабженную элементами зацепления, выполненными с возможностью разъемного соединения с соответствующими ответными элементами зацепления ракеты, привод вертикального перемещения промежуточной балки, амортизаторы и соединенное с подвеской средство для связи с органом грузоподъемного средства. С помощью подвески, прикрепленной к крюку грузоподъемного средства, посредством загрузочной фермы, устанавливаемой в воронкообразные ловители перед пусковой установкой, осуществляется раздельная погрузка ракет на пусковую установку. В принципе известное устройство может быть использовано и для погрузки на пусковую установку транспортно-пусковых контейнеров.
Однако известное устройство имеет ограниченные эксплуатационные возможности.
Задача, решаемая изобретением, заключается в создании универсального устройства для загрузки транспортно-пусковых контейнеров на ПУ корабля, обеспечивающего с помощью универсальных грузоподъемных средств безударную горизонтальную загрузку со стационарных и плавучих причалов, как отдельных, так и объединенных в блок (пакет) разнородных транспортно-пусковых контейнеров.
Указанная задача решается благодаря тому, что в устройстве для загрузки транспортно-пусковых контейнеров на пусковую установку корабля, содержащем подвеску с амортизационными стойками, имеющими наконечники, выполненные с возможностью взаимодействия с ответными опорами-ловителями, устанавливаемыми в фиксируемом положении на корабле, промежуточную балку, смонтированную на подвеске с возможностью вертикального перемещения относительно последней, снабженную элементами зацепления, выполненными с возможностью разъемного соединения с соответствующими ответными элементами зацепления транспортно-пусковых контейнеров, привод вертикального перемещения промежуточной балки, амортизаторы и соединенное с подвеской средство для связи с органом грузоподъемного средства, согласно изобретению подвеска содержит опирающуюся на упомянутые стойки раму, включающую продольные и поперечные балки. При этом рама со стойками образуют конструкцию в виде портала, который выполнен с возможностью охвата по ширине и высоте транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок, включающий по меньшей мере два ряда разнесенных по высоте транспортно-пусковых контейнеров. Средство для связи с органом грузоподъемного средства выполнено в виде снабженной такелажным элементом каретки, установленной на промежуточной балке с возможностью перемещения вдоль последней и фиксации своего положения. Промежуточная балка смонтирована с помощью подвижной платформы, которая установлена на упомянутой раме с возможностью перемещения поперек рамы и фиксации своего положения относительно последней. На промежуточной балке установлены вертикальные направляющие элементы, взаимодействующие с соответствующими ответными элементами подвижной платформы, а также с помощью амортизаторов установлены элементы для поддержания транспортно-пусковых контейнеров, снабженные упомянутыми элементами зацепления. Опоры-ловители выполнены съемными с возможностью установки в фиксируемом положении на пусковой установке корабля.
Вместе с этим устройство содержит ролики с ребордами, установленные на подвижной платформе со стороны торцов последней с возможностью качения по горизонтальным направляющим, выполненным на поперечных балках рамы, при перемещении подвижной платформы поперек рамы. При этом на подвижной платформе со стороны ее торцов установлены -образные подхваты, полки которых выполнены с возможностью взаимодействия с опорными поверхностями поперечных балок рамы при перемещении устройства с помощью грузоподъемного средства.
Кроме того, упомянутый портал выполнен с возможностью охвата по ширине и высоте транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок, содержащий в каждом из разнесенных по высоте рядов по меньшей мере два транспортно-пусковых контейнера.
Корпус каждого из амортизаторов закреплен на промежуточной балке, а шток соединен с соответствующим элементом для поддержания транспортно-пусковых контейнеров.
Элементы для поддержания транспортно-пусковых контейнеров выполнены каждый в виде крестовины, установленной горизонтально с возможностью поворота и фиксации своего положения относительно вертикальной оси, геометрически совмещенной с продольной осью соответствующего амортизатора. При этом крестовина выполнена с возможностью разъемного соединения в одном из фиксируемых положений с транспортно-пусковыми контейнерами, объединенными в блок, а в другом фиксируемом положении - с отдельным транспортно-пусковым контейнером.
Крестовина жестко соединена со штоком соответствующего амортизатора.
В центре крестовины смонтирован отводимый упор, выполненный с возможностью взаимодействия с транспортно-пусковыми контейнерами при их загрузке на пусковую установку корабля.
Упомянутые элементы зацепления выполнены в виде регулируемых по длине тяг, которые шарнирно закреплены на концах формообразующих элементов крестовины. Один из концов каждой тяги выполнен с головкой, имеющей сферическую опорную поверхность.
Вместе с этим устройство снабжено ловителями, которые выполнены съемными с возможностью установки в фиксируемом положении на транспортно-пусковом контейнере, установленном на пусковой установке корабля. При этом каждый ловитель имеет наклонно расположенную упругую направляющую, выполненную с возможностью взаимодействия с другим транспортно-пусковым контейнером при одиночной загрузке последнего на пусковую установку корабля.
Кроме того, устройство может быть снабжено палубными ловителями, которые выполнены съемными с возможностью установки в фиксируемом положении кругом загрузочного проема, выполненного в палубе корабля, расположенной над пусковой установкой корабля, и с возможностью взаимодействия со стойками подвески при загрузке транспортно-пусковых контейнеров на пусковую установку корабля.
Каретка содержит корпус с расположенными поперек промежуточной балки вертикальными щеками, в которых по окружности выполнены расположенные соосно сквозные отверстия с возможностью установки в них переустанавливаемой оси, при этом упомянутый такелажный элемент каретки выполнен в виде серьги, образующей вращательную пару с коромыслом, установленным с возможностью вращения вокруг переустанавливаемой оси, причем оси вращения серьги и коромысла скрещиваются под прямым углом.
На подвижной платформе вдоль последней установлены с возможностью вращения два горизонтальных параллельно расположенных вала, на концах каждого из которых жестко закреплены зубчатые колеса, находящиеся в зацеплении с соответствующими вертикальными зубчатыми рейками, которые смонтированы на концевых частях промежуточной балки с боковых сторон последней.
Вместе с этим привод вертикального перемещения промежуточной балки выполнен в виде смонтированного на подвижной платформе гидравлического привода, включающего исполнительные гидроцилиндры двустороннего действия, корпус каждого из которых закреплен на подвижной платформе, а шток шарнирно соединен с промежуточной балкой.
Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно расширяет эксплуатационные возможности устройства для загрузки и обеспечивает приспособляемость устройства как к отдельным, так и к объединенным в блок (пакет) разнородным транспортно-пусковым контейнерам.
На фиг.1 схематично показано устройство для загрузки ТПК для оружия типа торпеды на ПУ корабля, общий вид; на фиг.2 - то же, продольный разрез; на фиг.3 - устройство разъемного соединения крестовины промежуточной балки с ТПК, объединенными в блок, вид по А на фиг.2; на фиг.4 - вертикальные направляющие элементы, установленные на промежуточной балке, взаимодействующие с ответными элементами подвижной платформы, вид по Б на фиг.2; на фиг.5 - подхват, установленный на промежуточной балке, взаимодействующий с поперечной балкой рамы подвески, положение, когда устройство для загрузки ТПК перемещают с помощью грузоподъемного средства, элемент В на фиг.2, поперечный разрез; на фиг.6 - каретка, установленная на промежуточной балке, элемент Г на фиг.2, продольный разрез; на фиг.7 - то же, поперечный разрез по Д-Д на фиг.6; на фиг.8 - загрузка ТПК, объединенных в блок, на ПУ, расположенную в надстройке корабля, общий вид (загрузочный проем, расположенный над ПУ, показан в разрезе); на фиг.9 - загрузка отдельного ТПК на ПУ, расположенную в надстройке корабля, общий вид (загрузочный проем, расположенный над ПУ, показан в разрезе).
В варианте осуществления изобретения устройство служит для загрузки на ПУ 1 корабля транспортно-пусковых контейнеров 2 для оружия типа торпеды, объединенных в блок (иными словами - пакет или модуль), включающий, например, два ряда разнесенных по высоте ТПК по два ТПК в каждом ряду. Вместе с этим устройство обеспечивает загрузку на ПУ и отдельного ТПК (т.е. раздельную загрузку ТПК).
Устройство содержит подвеску 3, которая включает раму 4, опирающуюся на амортизационные стойки 5, имеющие наконечники 6, выполненные с возможностью взаимодействия с ответными съемными опорами-ловителями 7, устанавливаемыми в фиксируемом положении на пусковой установке корабля. Наконечники 6 установлены с помощью амортизаторов, смонтированных внутри стоек 5 (на чертеже не показано). Рама 4 включает продольные 8 и поперечные 9 балки. Рама 4 с амортизационными стойками 5 образуют конструкцию в виде портала, который выполнен с возможностью охвата по ширине и высоте ТПК, объединенных в блок, включающий, например, два ряда разнесенных по высоте транспортно-пусковых контейнеров. В варианте выполнения упомянутый портал выполнен с возможностью охвата по ширине и высоте ТПК, объединенных в блок, содержащий в каждом из разнесенных по высоте рядов, например, два ТПК.
На подвеске 3 с возможностью вертикального перемещения относительно последней смонтирована промежуточная балка 10. Промежуточная балка 10 смонтирована с помощью подвижной платформы 11, которая установлена на раме 4 подвески 3 с возможностью перемещения поперек рамы и фиксации своего положения относительно последней. В варианте выполнения устройство содержит ролики 12 с ребордами, установленные на подвижной платформе 11 со стороны торцов последней с возможностью качения по горизонтальным направляющим 13, выполненным на поперечных балках 9 рамы 4 при перемещении подвижной платформы 11 поперек рамы. При этом на подвижной платформе 11 со стороны ее торцов по центру установлены -образные подхваты 14, полки (горизонтальные формообразующие элементы) которых выполнены с возможностью взаимодействия с опорными поверхностями «а» соответствующих поперечных балок 9 рамы при перемещении устройства с помощью грузоподъемного средства (т.е. в подвешенном состоянии). Между подвижной платформой 11 и рамой 4 установлены устройства 15 фиксации заданного взаимного положения.
В варианте выполнения заявляемое устройство содержит привод 16 вертикального перемещения промежуточной балки 10, который выполнен в виде смонтированного на подвижной платформе гидравлического привода, включающего исполнительные гидроцилиндры 17 двустороннего действия. Корпус 18 каждого гидроцилиндра 17 закреплен на подвижной платформе 11, а шток 19 шарнирно соединен с промежуточной балкой 10.
На промежуточной балке 10 установлены вертикальные направляющие элементы 20, взаимодействующие с соответствующими ответными элементами 21 подвижной платформы 11, а также с помощью амортизаторов 22 установлены элементы 23 для поддержания транспортно-пусковых контейнеров 2. Корпус 24 каждого из амортизаторов 22 закреплен на промежуточной балке 10, а шток 25 соединен с соответствующим элементом 23 для поддержания ТПК. Элементы 23 для поддержания ТПК снабжены элементами 26 зацепления, выполненными с возможностью разъемного соединения с соответствующими ответными элементами зацепления транспортно-пусковых контейнеров. В варианте выполнения элементы 23 для поддержания транспортно-пусковых контейнеров 2 выполнены каждый в виде крестовины, установленной горизонтально с возможностью поворота и фиксации своего положения относительно вертикальной оси, проходящей через центр крестовины и геометрически совмещенной с продольной осью соответствующего амортизатора 22. При этом крестовина 23 выполнена с возможностью разъемного соединения в одном из фиксируемых положений с ТПК, объединенными в блок, а в другом фиксируемом положении - с отдельным ТПК (длина одних плеч крестовины соответствует присоединительному размеру блока ТПК, а длина других плеч соответствует присоединительному размеру отдельного ТПК). В варианте выполнения каждая крестовина жестко соединена со штоком 25 соответствующего амортизатора 22. В варианте выполнения в центре крестовины смонтирован отводимый вертикальный упор 27, выполненный с возможностью взаимодействия с ТПК при их загрузке на ПУ корабля. В варианте выполнения элементы 26 зацепления выполнены в виде регулируемых по длине тяг, которые шарнирно закреплены на концах формообразующих элементов (плеч) крестовины 23. Один из концов каждой тяги выполнен с головкой, имеющей сферическую опорную поверхность. В рабочем положении устройства, когда крестовина поддерживает ТПК, упомянутые концы тяг располагаются в пазах соответствующих фитингов ТПК (на чертеже не показано).
В варианте выполнения на подвижной платформе 11 вдоль последней установлены с возможностью вращения два горизонтальных параллельно расположенных вала 28. На концах каждого из горизонтальных валов жестко закреплены зубчатые колеса 29, находящиеся в зацеплении с соответствующими вертикальными зубчатыми рейками 30, которые смонтированы на концевых частях промежуточной балки 10 с боковых сторон последней. Вертикальные зубчатые рейки 30 промежуточной балки 10 совместно с зубчатыми колесами 29 и горизонтальными валами 28 подвижной платформы 11 предохраняют промежуточную балку 10 от возможного перекоса и заклинивания в случае неравномерного нагружения при вертикальном перемещении промежуточной балки 10 относительно подвижной платформы 11.
С подвеской 3 через подвижную платформу 11 и промежуточную балку 10 соединено средство для связи с органом грузоподъемного средства (на чертеже не показано). Средство для связи с органом грузоподъемного средства выполнено в виде снабженной такелажным элементом каретки 31, установленной на промежуточной балке 10 с возможностью перемещения вдоль последней и фиксации своего положения. В варианте выполнения каретка 31 содержит корпус 32 с расположенными поперек промежуточной балки 10 вертикальными щеками 33, в которых по окружности выполнены расположенные соосно сквозные отверстия «b» с возможностью установки в них переустанавливаемой оси 34. Такелажный элемент каретки выполнен в виде серьги 35, образующей вращательную пару с коромыслом 36, установленным с возможностью вращения вокруг переустанавливаемой оси 34. Оси вращения серьги 35 и коромысла 36 скрещиваются под прямым углом. Такое выполнение каретки 31 позволяет посредством соответствующей перестановки оси 34 изменять расположение коромысла 36 и, следовательно, серьги 35 относительно щек 33 корпуса 32 каретки 31 в зависимости от расположения центра масс груза, что позволяет придать требуемое пространственное положение заявляемому устройству при его перемещении с помощью грузоподъемного средства. В варианте осуществления изобретения корпус 32 каретки 31 выполнен составным из двух частей и охватывает промежуточную балку 10 в поперечном сечении последней с возможностью ограниченного вертикального перемещения каретки относительно промежуточной балки 10. Каретка 31 снабжена, например, двумя роликами 37, установленными соответственно на эксцентриковых валах 38 с возможностью качения по опорной поверхности «с» промежуточной балки 10. Каждый из эксцентриковых валов 38 установлен в щеках 33 корпуса 32 каретки 31 с возможностью поворота и фиксации в заданном положении относительно продольной оси, проходящей через цапфы вала. На промежуточной балке 10 снизу установлена горизонтальная зубчатая рейка 39 с возможностью взаимодействия со стопорными планками 40, закрепленными на корпусе 32 каретки, при соответствующем повороте эксцентриковых валов роликов 37 и перемещении корпуса 32 каретки 31 вверх. Таким образом, осуществляется фиксация положения каретки относительно промежуточной балки.
В варианте выполнения устройство снабжено ловителями 41, которые выполнены съемными с возможностью установки в фиксируемом положении на транспортно-пусковом контейнере, установленном на ПУ корабля. При этом устанавливаемый на ТПК съемный ловитель 41 имеет наклонно расположенную упругую направляющую «d», выполненную с возможностью взаимодействия с другим ТПК при одиночной (т.е. раздельной) загрузке последнего на ПУ корабля.
В варианте выполнения устройство снабжено палубными ловителями 42, которые выполнены съемными с возможностью установки в фиксируемом положении кругом загрузочного проема, выполненного в палубе корабля, расположенной над ПУ корабля, и с возможностью взаимодействия со стойками 5 при загрузке ТПК на ПУ корабля. В процессе загрузки ТПК на ПУ корабля ловители обеспечивают центрирование устройства относительно загрузочного проема. Устройство также снабжено трапами 43, закрепленными на раме 4 подвески, и съемными площадками 44, устанавливаемыми на ПУ в зоне установки съемных опор-ловителей 7.
Устройство для загрузки транспортно-пусковых контейнеров преимущественно для оружия типа торпеды на пусковую установку корабля работает следующим образом.
Транспортно-пусковые контейнеры 2, объединенные в блок, (в другом случае - отдельный ТПК) и устройство для загрузки ТПК на ПУ корабля доставляются к месту проведения работ. На пирсе ТПК находятся на транспортном средстве или на специальном стапеле (на чертеже не показано). Перед загрузкой блока ТПК подвижную платформу 11 с помощью роликов 12 перемещают по направляющим 13, выполненным на поперечных балках рамы 4, в среднее положение. Положение подвижной платформы 11 относительно рамы 4 фиксируют с помощью устройств 15 фиксации заданного взаимного положения. Посредством поворота эксцентриковых валов 38 роликов 37 каретку 31 приопускают относительно промежуточной балки 10. При этом стопорные планки 40, закрепленные на корпусе 32 каретки, выходят из зацепления с горизонтальной зубчатой рейкой 39, установленной на промежуточной балке 10, что позволяет переместить каретку 31 с помощью роликов 37 по опорной поверхности «с» промежуточной балки 10 в положение, отвечающее положению центра масс загружаемого на ПУ блока ТПК. Комплект (полный набор) транспортно-пусковых контейнеров одного блока ТПК может отличаться от комплекта транспортно-пусковых контейнеров другого блока ТПК. Для удобства обслуживания на промежуточной балке предусмотрены отметки (на чертеже не показано), соответствующие положениям каретки для различных вариантов комплектования блоков ТПК. После перемещения каретки в заданное положение на промежуточной балке посредством поворота эксцентриковых валов 38 каретку 31 приподнимают относительно промежуточной балки. При этом стопорные планки 40, закрепленные на корпусе 32 каретки, вновь входят в зацепления с горизонтальной зубчатой рейкой 39, установленной на промежуточной балке 10, и таким образом осуществляется фиксация заданного положения каретки относительно промежуточной балки. Когда блок ТПК включает разнородные транспортно-пусковые контейнеры, вследствие чего центр масс блока ТПК имеет поперечное смещение, осуществляют перестановку переустанавливаемой оси 34. При этом последнюю устанавливают в сквозные соосные отверстия «b», расположение которых позволяет придать блоку ТПК требуемое пространственное положение при его установке на ПУ корабля. Таким образом, обеспечивается горизонтальное положение заявляемого устройства и исключается наклон блока ТПК при подъеме с помощью грузоподъемного средства. Крестовины 27, соединенные со штоками 25 амортизаторов 22, поворачивают в положение, при котором длинные плечи крестовин оказываются расположенными поперек подвески 3.
Устройство для загрузки ТПК с помощью серьги 35 поднимают гаком грузоподъемного средства и устанавливают над блоком ТПК таким образом, чтобы портал, образованный рамой 4 и амортизационными стойками 5, охватывал по высоте и ширине блок ТПК, установленный, например, на стапеле. Промежуточную балку 10 с крестовинами 23 с помощью гидроцилиндров 17 гидравлического привода 16 вертикального перемещения промежуточной балки опускают до контакта крестовин с блоком ТПК. Крестовины 23 с помощью элементов 26 зацепления присоединяют к блоку ТПК. Затем блок ТПК с помощью гидроцилиндров 17 гидравлического привода 16 вертикального перемещения промежуточной балки поднимают в крайнее верхнее положение относительно подвески 3.
В варианте осуществления изобретения блок ТПК 2 загружают на ПУ 1 корабля, расположенную, например, в надстройке корабля. Перед загрузкой на пусковую установку 1 устанавливают в фиксируемом положении съемные опоры-ловители 7, в зоне установки которых на ПУ устанавливают съемные площадки 44. Кругом открытого загрузочного проема, выполненного в палубе корабля, расположенной над ПУ, устанавливают в фиксируемом положении съемные палубные ловители 42. В варианте осуществления изобретения съемные опоры-ловители 7 и съемные палубные ловители 42 устанавливаются в штатные гнезда соответственно на ПУ корабля и на палубе корабля и фиксируются с помощью подпружиненных подхватов (на чертеже не показано).
С помощью грузоподъемного средства устройство для загрузки ТПК в сборе с блоком ТПК поднимают с помощью серьги 35 и перемещают к загружаемой ПУ, после чего вывешивают на заданной высоте над открытым загрузочным проемом, выполненным в палубе корабля, расположенной над ПУ корабля, обеспечивая предварительную ориентацию в горизонтальной плоскости. Осуществляют опускание блока ТПК в проем палубы до контакта наконечников 6 амортизационных стоек 5 с опорами-ловителями 7.
В процессе опускания амортизационные стойки 5 с наконечниками 6 вступают во взаимодействие со съемными палубными ловителями 42, которые «улавливают» подвеску 3 и центрируют (позиционируют) ее относительно загрузочного проема. Благодаря особенности конструкции съемных палубных ловителей в процессе загрузки при взаимодействии с ними амортизационных стоек 5 не происходит жесткого удара.
При дальнейшем опускании устройства амортизационные стойки 5 с наконечниками 6 вступают во взаимодействие со съемными опорами-ловителями 7, установленными на ПУ. Таким образом, съемные палубные ловители 42 и съемные опоры-ловители 7 совместно с амортизирующими стойками 5 подвески и амортизаторами 22 обеспечивают при загрузке блока ТПК на ПУ корабля снижение перегрузок, действующих на ТПК в условиях внешних воздействий, например ветровых нагрузок, волнения моря.
В результате установки наконечников 6 амортизационных стоек 5 в опоры-ловители 7 обеспечивается заданная ориентация (позиционирование) блока ТПК относительно ПУ корабля. После с помощью гидравлического привода 16 вертикального перемещения промежуточной балки блок ТПК опускают на ПУ и производят крепление блока (пакета) ТПК на ПУ корабля. Затем крестовины 23 освобождают от блока ТПК, для чего головки элементов 26 зацепления выводят из пазов соответствующих фитингов блока ТПК.
После промежуточную балку 10 с крестовинами 23 с помощью гидроцилиндров 17 гидравлического привода 16 вертикального перемещения промежуточной балки вновь поднимают в крайнее верхнее положение относительно подвески 3. Осуществляют подъем устройства для загрузки через проем в палубе корабля.
После загрузки блока ТПК на ПУ снимают съемные опоры ловители 7, съемные площадки 44 и съемные палубные ловители 42. Далее упомянутые съемные устройства используются для загрузки следующей ПУ корабля или передаются с корабля на пирс.
Аналогичным образом производится загрузка блока ТПК на ПУ, когда ПУ расположена на открытой палубе корабля. При этом в сравнении с вышерассмотренным вариантом осуществления изобретения отпадает необходимость в использовании съемных палубных ловителей 42.
Выгрузку блока ТПК с ПУ корабля осуществляют в обратной последовательности.
В случае, когда на ПУ корабля заменяют один использованный ТПК на другой, снаряженный ТПК, устройство для загрузки транспортно-пусковых контейнеров на пусковую установку корабля работает следующим образом.
Перед загрузкой ТПК 2 на ПУ 1 устройство настраивают на работу с отдельным ТПК. Освобождают устройства 15 фиксации заданного взаимного положения, установленные между подвижной платформой 11 и рамой 4 подвески 3. Подвижную платформу 11 с помощью роликов 12 перемещают поперек рамы 4 по направляющим 13, выполненным на поперечных балках 9 рамы 4, в соответствующее крайнее положение и фиксируют в этом положении с помощью устройств 15 фиксации взаимного положения. Посредством поворота эксцентриковых валов 38 роликов 37 каретку 31 приспускают относительно промежуточной балки 10. При этом стопорные планки 40, закрепленные на корпусе 32 каретки, выходят из зацепления с горизонтальной зубчатой рейкой 39, установленной на промежуточной балке 10, что позволяет переместить каретку 31 с помощью роликов 37 по опорной поверхности «с» промежуточной балки 10 в положение, отвечающее положению центра масс загружаемого на ПУ транспортно-пускового контейнера 2. После установки каретки в заданное положение на промежуточной балке 10 посредством поворота эксцентриковых валов 38 каретку 31 приподнимают. При этом стопорные планки 40, закрепленные на корпусе 32 каретки, вновь входят в зацепления с горизонтальной зубчатой рейкой 39, установленной на промежуточной балке 10, и таким образом осуществляется фиксация заданного положения каретки относительно промежуточной балки. Осуществляют перестановку переустанавливаемой оси 34. При этом последнюю устанавливают в сквозные соосные отверстия «b», расположение которых позволяет придать ТПК требуемое пространственное положение при его установке на ПУ корабля. Таким образом, обеспечивается горизонтальное положение заявляемого устройства и исключается наклон ТПК 2 при подъеме с помощью грузоподъемного средства. Крестовины 27, соединенные со штоками 25 амортизаторов 22, поворачивают в положение, при котором короткие плечи крестовин оказываются расположенными поперек подвески 3.
Устройство для загрузки ТПК с помощью серьги 35 поднимают гаком грузоподъемного средства и устанавливают над ТПК таким образом, чтобы портал, образованный рамой 4 и амортизационными стойками 5, охватывал по высоте и ширине ТПК, а последний при этом располагался под промежуточной балкой 10. Промежуточную балку 10 с крестовинами 23 с помощью гидроцилиндров 17 гидравлического привода 16 вертикального перемещения промежуточной балки опускают до контакта крестовин с ТПК. Крестовины 23 с помощью элементов 26 зацепления присоединяют к ТПК. Затем ТПК с помощью гидроцилиндров 17 гидравлического привода 16 вертикального перемещения промежуточной балки поднимают в крайнее верхнее положение относительно подвески 3.
В варианте осуществления изобретения перед загрузкой на пусковую установку 1 устанавливают в фиксируемом положении съемные опоры-ловители 7. В зоне установки съемных опор-ловителей на ПУ устанавливают съемные площадки 44. Кругом открытого загрузочного проема, выполненного в палубе корабля, расположенной над ПУ, устанавливают в фиксируемом положении съемные палубные ловители 42, а на верхнем транспортно-пусковом контейнере блока ТПК, находящегося на ПУ, устанавливают в фиксируемом положении съемные ловители 41. Съемные ловители 41 позволяют избежать соударения загружаемого ТПК с блоком ТПК, находящимся на ПУ.
С помощью грузоподъемного средства устройство для загрузки ТПК в сборе со снаряженным ТПК поднимают с помощью серьги 35 и перемещают к загружаемой ПУ, после чего вывешивают на заданной высоте над открытым загрузочным проемом, выполненным в палубе корабля, расположенной над ПУ корабля, обеспечивая предварительную ориентацию в горизонтальной плоскости. Осуществляют опускание ТПК в проем палубы до контакта наконечников 6 амортизационных стоек 5 с опорами-ловителями 7.
В процессе опускания амортизационные стойки 5 с наконечниками 6 вступают во взаимодействие со съемными палубными ловителями 42, которые «улавливают» подвеску 3 и центрируют (позиционируют) ее относительно загрузочного проема. При дальнейшем опускании во взаимодействие с транспортно-пусковым контейнером вступают съемные ловители 41, которые исключают возможность соударения загружаемого ТПК с блоком ТПК, находящимся на ПУ. На конечном участке амортизационные стойки 5 с наконечниками 6 вступают во взаимодействие со съемными опорами-ловителями 7, установленными на ПУ. Таким образом, съемные палубные ловители 42, съемные ловители 41 и съемные опоры-ловители 7 совместно с амортизирующими стойками 5 подвески и амортизаторами 22 обеспечивают при загрузке отдельного ТПК на ПУ корабля снижение перегрузок, действующих на ТПК в условиях внешних воздействий, например ветровых нагрузок, волнения моря.
В результате установки наконечников 6 амортизационных стоек 5 в опоры-ловители 7 обеспечивается заданная ориентация ТПК относительно ПУ корабля, а следовательно, и требуемое положение относительно блока ТПК, находящегося на ПУ. После с помощью гидравлического привода 16 вертикального перемещения промежуточной балки снаряженный ТПК опускают на штатное место и производят крепление ТПК (соединяют с соответствующими транспортно-пусковыми контейнерами блока ТПК, находящегося на ПУ). Затем крестовины 23 освобождают от ТПК, для чего головки элементов 26 зацепления выводят из пазов соответствующих фитингов ТПК.
После промежуточную балку 10 с крестовинами 23 с помощью гидроцилиндров 17 гидравлического привода 16 вертикального перемещения промежуточной балки вновь поднимают в крайнее верхнее положение относительно подвески 3. Осуществляют подъем устройства для загрузки через проем в палубе корабля.
После загрузки ТПК на ПУ снимают съемные опоры ловители 7, съемные площадки 44, съемные палубные ловители 42 и съемные ловители 41.
Выгрузку отдельного ТПК с ПУ корабля осуществляют в обратной последовательности.
Таким образом, благодаря особенности выполнения устройство для загрузки транспортно-пусковых контейнеров на пусковую установку корабля изобретение обеспечивает заданное позиционирование ТПК при горизонтальной загрузке последних на ПУ корабля с обеспечением снижения перегрузок, действующих на ТПК, в процессе загрузки. Вместе с этим изобретение обеспечивает приспособляемость устройства как к отдельным, так и к объединенным в блок (пакет) разнородным транспортно-пусковым контейнерам. При этом блок (пакет) ТПК может включать как снаряженные, так и использованные («пустые») ТПК в любой комбинации. Кроме того, устройство обеспечивает возможность загрузки как ПУ корабля, расположенных на открытых палубах, так и подпалубных ПУ. Вместе с этим изобретение обеспечивает возможность изменения состава блока (пакета) ТПК непосредственно на ПУ корабля без выгрузки блока ТПК с ПУ корабля, например при замене использованного («пустого») ТПК на снаряженный ТПК. Вышеотмеченное, в конечном счете, позволяет существенно расширить эксплуатационные возможности устройства для загрузки ТПК на ПУ корабля.
Формула изобретения
1. Устройство для загрузки транспортно-пусковых контейнеров преимущественно для оружия типа торпеды на пусковую установку корабля, содержащее подвеску с амортизационными стойками, имеющими наконечники, выполненные с возможностью взаимодействия с ответными опорами-ловителями, устанавливаемыми в фиксируемом положении на корабле, промежуточную балку, смонтированную на подвеске с возможностью вертикального перемещения относительно последней, снабженную элементами зацепления, выполненными с возможностью разъемного соединения с соответствующими ответными элементами зацепления транспортно-пусковых контейнеров, привод вертикального перемещения промежуточной балки, амортизаторы и соединенное с подвеской средство для связи с органом грузоподъемного средства, отличающееся тем, что подвеска содержит опирающуюся на упомянутые стойки раму, включающую продольные и поперечные балки, при этом рама со стойками образуют конструкцию в виде портала, который выполнен с возможностью охвата по ширине и высоте транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок, включающий по меньшей мере два ряда разнесенных по высоте транспортно-пусковых контейнеров, причем средство для связи с органом грузоподъемного средства выполнено в виде снабженной такелажным элементом каретки, установленной на промежуточной балке с возможностью перемещения вдоль последней и фиксации своего положения, при этом промежуточная балка смонтирована с помощью подвижной платформы, которая установлена на упомянутой раме с возможностью перемещения поперек рамы и фиксации своего положения относительно последней, причем на промежуточной балке установлены вертикальные направляющие элементы, взаимодействующие с соответствующими ответными элементами подвижной платформы, а также с помощью амортизаторов установлены элементы для поддержания транспортно-пусковых контейнеров, снабженные упомянутыми элементами зацепления, при этом опоры-ловители выполнены съемными с возможностью установки в фиксируемом положении на пусковой установке корабля.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно содержит ролики с ребордами, установленные на подвижной платформе со стороны торцов последней с возможностью качения по горизонтальным направляющим, выполненным на поперечных балках рамы, при перемещении подвижной платформы поперек рамы, при этом на подвижной платформе со стороны ее торцов установлены -образные подхваты, полки которых выполнены с возможностью взаимодействия с опорными поверхностями поперечных балок рамы при перемещении устройства с помощью грузоподъемного средства.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упомянутый портал выполнен с возможностью охвата по ширине и высоте транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок, содержащий в каждом из разнесенных по высоте рядов по меньшей мере два транспортно-пусковых контейнера.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус каждого из амортизаторов закреплен на промежуточной балке, а шток соединен с соответствующим элементом для поддержания транспортно-пусковых контейнеров.
5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что элементы для поддержания транспортно-пусковых контейнеров выполнены каждый в виде крестовины, установленной горизонтально с возможностью поворота и фиксации своего положения относительно вертикальной оси, геометрически совмещенной с продольной осью соответствующего амортизатора, при этом крестовина выполнена с возможностью разъемного соединения в одном из фиксируемых положений с транспортно-пусковыми контейнерами, объединенными в блок, а в другом фиксируемом положении - с отдельным транспортно-пусковым контейнером.
6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что крестовина жестко соединена со штоком соответствующего амортизатора.
7. Устройство по п.5, отличающееся тем, что в центре крестовины смонтирован отводимый упор, выполненный с возможностью взаимодействия с транспортно-пусковыми контейнерами при их загрузке на пусковую установку корабля.
8. Устройство по п.5, отличающееся тем, что упомянутые элементы зацепления выполнены в виде регулируемых по длине тяг, которые шарнирно закреплены на концах формообразующих элементов крестовины, причем один из концов каждой тяги выполнен с головкой, имеющей сферическую опорную поверхность.
9. Устройство по п.3, отличающееся тем, что оно снабжено ловителями, которые выполнены съемными с возможностью установки в фиксируемом положении на транспортно-пусковом контейнере, установленном на пусковой установке корабля, при этом каждый ловитель имеет наклонно расположенную упругую направляющую, выполненную с возможностью взаимодействия с другим транспортно-пусковым контейнером при одиночной загрузке последнего на пусковую установку корабля.
10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено палубными ловителями, которые выполнены съемными с возможностью установки в фиксируемом положении кругом загрузочного проема, выполненного в палубе корабля, расположенной над пусковой установкой корабля, и с возможностью взаимодействия со стойками подвески при загрузке транспортно-пусковых контейнеров на пусковую установку корабля.
11. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каретка содержит корпус с расположенными поперек промежуточной балки вертикальными щеками, в которых по окружности выполнены расположенные соосно сквозные отверстия с возможностью установки в них переустанавливаемой оси, при этом упомянутый такелажный элемент каретки выполнен в виде серьги, образующей вращательную пару с коромыслом, установленным с возможностью вращения вокруг переустанавливаемой оси, причем оси вращения серьги и коромысла скрещиваются под прямым углом.
12. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на подвижной платформе вдоль последней установлены с возможностью вращения два горизонтальных параллельно расположенных вала, на концах каждого из которых жестко закреплены зубчатые колеса, находящиеся в зацеплении с соответствующими вертикальными зубчатыми рейками, которые смонтированы на концевых частях промежуточной балки с боковых сторон последней.
13. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод вертикального перемещения промежуточной балки выполнен в виде смонтированного на подвижной платформе гидравлического привода, включающего исполнительные гидроцилиндры двустороннего действия, корпус каждого из которых закреплен на подвижной платформе, а шток шарнирно соединен с промежуточной балкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий