суббота, 17 февраля 2018 г.

Интервью Главкома ВМФ "Красной звезде"

Военно-морской флот – на стремнине развития

Автор Андрей Гавриленко , «Красная звезда»

Перед дальним океанским походом. Фото Вадима САВИЦКОГО. Наш собеседник – главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв 

Товарищ главнокомандующий, Военно-морской флот вступил в новый учебный год, который станет для военных моряков очередным этапом развития, совершенствования боевой выучки. Какая «палуба» сейчас под ногами у ваших подчинённых и на чём сегодня зиждется традиционная уверенность моряков в успешном выполнении всех поставленных перед ними задач? 

Вы правильно упомянули о нашей флотской уверенности. Военно-морской флот начал 2018 год, имея за спиной значимые достижения по всем направлениям и составляющим, которые эту уверенность, я бы даже сказал, убеждённость питают. Наш флот приобрёл неоценимый практический опыт боевых действий против террористических группировок на территории Сирийской Арабской Республики, обрушив на голову запрещённого в России ИГИЛ 100 крылатых ракет и произведя более 400 боевых вылетов с поражением более 1250 целей незаконных вооружённых формирований в ходе действий корабельной авианосной группы в Средиземном море. Сегодня это флот, которому удалось эффективно действовать с целью снижения угрозы морского пиратства в районе Аденского залива и Африканского Рога и который продолжает регулярно присутствовать в этих районах для гарантированной безопасности мирного судоходства. Ну и, конечно же, это флот, который успешно осваивает Арктику, который был и остаётся гарантом безопасности морехозяйственной деятельности России в Мировом океане. Ну и напоследок ещё один общепризнанный факт: Военно-морской флот России и по сей день совершает географические открытия, исследуя северные и дальневосточные острова, моря, прилегающие к Антарктиде. 

Известно, что военные моряки способны решать задачи любой сложности, опираясь в том числе на свои уникальные исторические традиции. Какие страницы боевой летописи станут подспорьем для моряков в 2018 году? 

Отчасти этим страницам посвящён оперативный сбор руководящего состава Военно-морского флота, который ежегодно проходит в стенах Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова. В нём участвуют командующие флотами, объединениями, начальники органов военного управления. В рамках этого сбора будет проведена научно-историческая конференция, посвящённая 60-летию атомного подводного флота России, которое мы будем отмечать в этом году. На оперативном сборе мы вспомним и о 100-летии со Дня создания РККА и РККФ. Это этапные исторические события, которые в своё время определили генеральные направления развития и строительства одного из самых мощных и современных флотов мира. По сути 2018 год станет ещё и годом 322-летия со дня основания Петром Великим Российского регулярного флота. Но всё же акцент в этом году будет поставлен на современную историю развития ВМФ нашей страны. На тот фундамент, который был заложен 100 лет назад при создании РККФ и 60-лет назад при создании наших первых атомных подводных лодок. Эти события стали основными в придании ВМФ океанского статуса. 

Чем подтверждается океанский статус ВМФ сегодня? 

Я бы сказал, что океанский статус ВМФ России уже нет необходимости подтверждать. Даже упрямые скептики понимают и знают, что зона действий сил нашего Военно-морского флота давно не замыкается только лишь границами внутренних морей. Мы восстановили военно-морское присутствие в Мировом океане и готовы выполнять задачи в любом его районе. В разное время в морях и океанах присутствуют от 70 до 100 боевых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения. Министр обороны РФ поставил задачу наращивать это присутствие. Мы эту задачу выполним. В этом, конечно же, нельзя усматривать какие-то агрессивные замыслы. По нашей твёрдой оценке, Мировой океан должен быть безопасным для всех. Военно-морской флот России продолжит играть одну из ведущих ролей в обеспечении этой безопасности.


Для этого нужны новые корабли, подводные лодки, новое вооружение…

Безусловно. Перевооружение и оснащение Военно-морского флота – сложная задача. Особенность ВМФ заключается в его высочайшей наукоёмкости. Его развитие всегда подстёгивается стремительным научно-техническим прогрессом. Здесь недопустимы отставания и крайне нежелательны паузы. Именно эти обстоятельства лежат в основе всех программ развития ВМФ России, которыми предусмотрено постоянное поэтапное обновление и переоснащение всех его составляющих. Эта работа ведётся безостановочно. Лучше всего и нагляднее всего о результатах этой работы говорит последняя пятилетка, в течение которой был заложен фундамент развития Военно-морского флота по всем направлениям. Только за последние пять лет для ВМФ были построены 64 боевых корабля и катера, в том числе 3 ракетных подводных крейсера стратегического назначения, 7 многоцелевых подводных лодок, 14 надводных кораблей и 39 боевых катеров. И это лишь первые результаты в работе по реализации долгосрочного курса нашей страны в морской и военно-морской сфере. Сегодня восстановлена практика межфлотских переходов подо льдами Арктики, развёрнуто строительство подводных лодок четвёртого поколения «Борей» и «Ясень». 

ВМФ России уже давно оторвался от причалов, где его удерживали недостаточное финансирование, несовершенство сервисного обслуживания и ослабленная в 90-е годы кораблестроительная кооперация предприятий ОПК. Неужели за столь короткий срок удалось выправить положение?

За свою более чем 300-летнюю историю флот переживал разные времена, в том числе и неблагоприятные. Но трудности всегда преодолевались, так как Военно-морской флот всегда был объектом заботы государства, как инструмент политики на море. Именно благодаря внимательному отношению к проблемам флота со стороны Верховного Главнокомандующего, министра обороны, неравнодушных руководителей субъектов и городов Российской Федерации мы в короткие сроки достойно преодолеваем все сложности. Доказательств много. Приведу одно из самых показательных. Только за последние 5 лет показатель наплаванности в объединениях и соединениях ВМФ вырос в два раза, а среднее время выполнения задач экипажами подводных лодок и кораблей в море возросло почти на треть. Одним словом, состояние ВМФ всегда принципиально проверяется его действиями в море.

Товарищ главнокомандующий, ВМФ – это вид Вооружённых Сил, который действует во многих средах – под водой, над водой, в воздухе и на берегу. Как сегодня развивается морская авиация ВМФ? 

За пятилетний период оснащённость морской авиации современными воздушными судами возросла более чем в 1,5 раза, а показатели налёта морских лётчиков увеличились почти в 2 раза. Оснащение самолётов Су-24М и Су-33 новейшими прицельно-навигационными комплексами существенно повысило их возможности по высокоточному поражению наземных целей. Проведён большой объём работ по модернизации состава парка летательных аппаратов, уже стоящих на вооружении морской авиации. Модернизированы противолодочные самолёты Ил-38. На вооружение Северного флота поступили новейшие палубные истребители МиГ-29К. До 2020 года морская авиация ВМФ будет иметь в своём составе около 50 модернизированных противолодочных вертолётов Ка-27М. Мы прорабатываем вопросы по приёму в состав своей авиации самолётов Бе-200, которые могут применяться в спасательных операциях либо при ликвидации пожаров. Планируется оснащение новыми противолодочными комплексами самолётов-амфибий Бе-12. Это повысит их возможности при выполнении задач по предназначению. Переоснащаются соединения ПВО, которые получают в свой состав современные комплексы С-400. Обновляется аэродромная сеть и средства обеспечения полётов. В ближайшее время будут введены в эксплуатацию аэродромы Чкаловск и Североморск-1, которые прошли серьёзный ремонт. Успешно функционирует в составе ВМФ Центр боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации в Ейске и в Крыму. Учебно-тренировочный комплекс палубной авиации в Саках адаптирован под тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». С учётом продления сроков эксплуатации ТАВКР будет, соответственно, в плановом порядке вестись и подготовка лётного состава палубной авиации. В Центре боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации в Ейске и в, частности, на наземном испытательном учебно-тренировочном комплексе корабельной авиации (НИУТК КА) организован целый ряд испытаний новых технических средств и систем обеспечения полётов. В этом смысле роль НИУТК КА в Ейске крайне важна. На базе Ейского центра мы готовим специалистов для морской авиации флотов на постоянной основе. Например, в 2018 году в учебном батальоне центра планируем подготовить свыше 700 младших авиационных специалистов для соединений морской авиации флотов. Их подготовка ведётся по 4 военно-учётным специальностям, включая специализации по наземным средствам обслуживания авиационной техники и средствам поиска и поражения подводных лодок. Как итог, лётчики морской авиации имеют все возможности для полноценной подготовки. 

Товарищ адмирал, западные СМИ периодически проявляют повышенный интерес к развитию подводных сил ВМФ России, сообщая о преимуществах российских подводных лодок. Вы удовлетворены темпами обновления подводной составляющей ВМФ России?

Внимание к развитию подводных сил нашего Военно-морского флота всегда было повышенным. Могу с уверенностью, как подводник, сказать, что в этом нет ничего необычного. Россия имеет долгую историю и уникальный опыт подводного кораблестроения. Развитие подводной составляющей ВМФ соответствует требованиям Морской доктрины Российской Федерации. С 2013 года в состав ВМФ переданы три ракетных крейсера подводного назначения проекта «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», а также одна атомная многоцелевая подводная лодка проекта «Ясень» – «Северодвинск». В различных стадиях постройки находятся ещё 6 атомных подводных лодок проекта «Ясень» и 5 атомных ракетоносцев «Борей-А». Что касается неатомной составляющей, то, как вы знаете, Черноморский флот в короткий срок был оснащён 6 современными дизель-электрическими подводными лодками типа «Ростов-на-Дону». Такая же серия строится для подводных сил Тихоокеанского флота. Одним словом, в подводной среде (как вы ее назвали) мы готовы действовать эффективно. 

В состав ВМФ входят береговые войска. Как обстоят дела с переоснащением береговой составляющей ВМФ? 

 За последние несколько лет переоснащение береговых войск ВМФ на ракетные комплексы «Бал» и «Бастион» позволило нам довести уровень оснащения современной техникой до 96 процентов. Реформирование системы комплектования соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и введение единых требований к кандидатам, пребывающим в запасе, при поступлении на военную службу позволили отбирать кандидатов, способных в кратчайшие сроки осваивать новые образцы вооружения и техники, поступающих в соединения и воинские части береговых войск ВМФ. Результатом более качественного укомплектования войск стало увеличение показателей подготовки, в том числе стажа практического вождения автомобильной и бронетанковой техники, а также количества десантирований и прыжков с парашютом. Стаж практического вождения для водителей колёсной техники (БТР и автомобильная техника родов войск), а также механиков – водителей гусеничной техники (танки, БМП, МТЛБ и другие) увеличился более чем в 2,6 раза. На вооружение десантно-штурмовых и разведывательных подразделений и частей береговых войск своевременно поступают новые образцы парашютных систем, что способствует качественному проведению воздушно-десантной подготовки. Насколько возросла интенсивность боевой подготовки в ВМФ? Интенсивность обусловлена требованиями времени. Если мы хотим грамотно эксплуатировать новую технику и вооружение, то должны иметь высокоподготовленный личный состав. Только тогда мы будем соответствовать тем требованиям, которые сегодня предъявляются к военнослужащим и в целом к обороноспособности нашего государства. Практическая подготовка на всех уровнях, которая проводится Министерством обороны РФ, и в частности Главным командованием ВМФ, имеет целью повышение её качественных параметров. Приведу пример, который иллюстрирует этот процесс. Пропорционально ежегодному увеличению количества мероприятий боевой подготовки сил и войск ВМФ увеличивается и количество боеприпасов, израсходованных силами и войсками при их проведении. В сравнении с 2012 годом количество израсходованных в ходе мероприятий боевой подготовки в 2017 году боеприпасов морского подводного оружия (торпед, мин, глубинных бомб, в том числе реактивных) увеличилось почти в полтора раза, ракетного оружия – в 1,6 раза; артиллерийских боеприпасов на 72 процента; стрелкового боезапаса в 2,3 раза. Эти цифры говорят о реальной плановой боевой учёбе. Не по учебникам и не на картах. В целом интенсивность мероприятий боевой подготовки сил и войск Военно-морского флота в отчётном периоде – с 2012 года по настоящее время – увеличилась почти в 2 раза, а количество мероприятий подготовки, направленных на слаживание штабов соединений и воинских частей, выросло в 1,5 раза. Так и должно быть, если мы стремимся быть способными отвечать на любые вызовы и угрозы безопасности.

Нередко звучит критика в отношении так называемых долгостроев. Это фрегаты типа «Адмирал Горшков», большой десантный корабль «Иван Грен». Поясните, пожалуйста, суть проблем. 

Это не совсем проблемы. Это общепринятые подходы к приёму в состав Военно-морского флота головных кораблей в серии. Мы предъявляем к предприятиям свои требования, а они их реализуют. Проходят испытания, в ходе которых корректируется ряд вопросов оснащения этих боевых кораблей. И промышленность, и мы, как заказчики, хорошо понимаем неоспоримую истину: каким будет головной корабль, такой будет и серия этих кораблей. Согласитесь, доводка систем на кораблях, которые запущены в серию, нелогична. И фрегат «Адмирал Горшков», и БДК «Иван Грен» будут, безусловно, приняты в состав ВМФ с соответствующими нашим требованиям характеристиками. Что касается кораблей дальней зоны большого водоизмещения, то Главное командование ВМФ будет делать ставку на модернизированные фрегаты типа «Адмирал Горшков», проектирование и строительство которых начнётся в ближайшей перспективе. Область действия сил ВМФ России больше никогда не сместится исключительно в ближнюю морскую зону. Научные подходы и кораблестроительные ресурсы позволяют нам с уверенностью смотреть на настоящее и в будущее именно океанского статуса, которым обладает наш Военно-морской флот. Товарищ главнокомандующий, на протяжении последних двух лет успешно показали себя малые ракетные корабли нового поколения, оснащённые высокоточными комплексами «Калибр». Будет ли продолжаться их строительство для ВМФ? – Безусловно, будет. Буквально на следующей неделе на Зеленодольском судостроительном заводе будет заложен 11-й в серии малый ракетный корабль типа «Град Свияжск». Также с этого года мы начинаем принимать в свой состав малые ракетные корабли типа «Ураган», которые строит для ВМФ России санкт-петербургское предприятие «Пелла». Сейчас на разных этапах постройки находятся 7 кораблей этого проекта.

ВМФ России всегда занимал передовые позиции в противоминном оружии. Как обстоят дела в этой сфере сейчас? 

 Эта сфера не остаётся без внимания. На данном этапе мы считаем, что корабли противоминной обороны типа «Александр Обухов», которые строит для ВМФ России «Средне-Невский завод», являются довольно эффективной заменой минно-тральных кораблей предыдущих поколений и способны выполнять задачи по предназначению как в ближней, так и в дальней морской зоне. Несмотря на относительно небольшое водоизмещение, данные корабли противоминной обороны оснащены самым современным вооружением, что позволяет очень эффективно осуществлять противоминную оборону баз и кораблей ВМФ в море. По своему арсеналу противоминных средств эти корабли в разы превосходят своих предшественников. Их серийное строительство будет продолжено. 

Поисково-спасательные силы ВМФ показывают сейчас свою выучку и профессионализм, оказывая помощь Аргентине в поиске пропавшей подводной лодки. Значит ли это, что силы и средства службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ приобрели новое качество? 

 За последние 5 лет оснащённость современной морской спасательной техникой и имуществом увеличилась в 5,3 раза (с 13 до 70 процентов). Из более чем 40 судов, построенных в интересах службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота, следует в первую очередь отметить новейшее спасательное судно «Игорь Белоусов», водолазный комплекс которого позволил впервые в новейшей истории России осуществить осенью 2017 года работу водолазов на глубине более 300 м. Это говорит о возобновлении подготовки ВМФ уникальных водолазных специалистов – акванавтов-спасателей. Судно «Игорь Белоусов» также является носителем уникального спасательного глубоководного аппарата «Бестер-1», способного осуществлять поиск и обследование объектов на глубине, а также осуществлять подъём подводников с аварийной подводной лодки на глубине до 1000 метров Что касается участия ВМФ России в оказании помощи Аргентинской Республике по поиску пропавшей подводной лодки «Сан Хуан», то я считаю это одним из доказательств международного признания высокого уровня подготовленности и оснащённости наших сил поисково-спасательного обеспечения. 


Военно-морской флот всегда был одним из самых привлекательных видов Вооружённых Сил. Мотивирующими факторами всегда являлись традиции. Какие ещё возможности используются в этом смысле? 


Важную роль играет состязательность. В целях повышения привлекательности военной службы, а также для определения наиболее подготовленных специалистов в объединениях, соединениях и воинских частях ВМФ ежегодно проводятся соревнования и конкурсы по тактической подготовке и применению оружия тактических групп, кораблей (подводных лодок), авиации, подразделений морской пехоты и береговых ракетно-артиллерийских войск на призы главнокомандующего Военно-морским флотом. С поступлением на вооружение новых кораблей и подводных лодок, самолётов и вертолётов, вооружения и военной техники береговых войск количество конкурсов (номинаций) на приз главнокомандующего ВМФ выросло более чем в два раза. Также российские военные моряки на ежегодной основе достойно демонстрируют свои навыки в «Международных армейских играх». Конкурсы «Кубок моря», «Глубина» и «Морской десант» позволяют нам обмениваться опытом с коллегами из других стран – участниц игр и способствуют развитию долговременного военно-морского сотрудничества. 

Большинство объектов дислокации Главного командования ВМФ, ВУНЦ ВМФ имеют историческую и культурную ценность. Что делается, чтобы сохранять это историческое наследие или восстанавливать его? 

Это кропотливая работа. Подрядные организации выполняют несколько этапов полной реконструкции зданий Главного Адмиралтейства. В результате уже отремонтирован и восстановлен фасад здания Адмиралтейства (так называемая скобка Адмиралтейства) – от Дворцового моста до окончания Александровского сквера и вдоль Сенатской площади. Воссозданы исторические интерьеры библиотеки и кабинета последнего морского министра Российской империи адмирала Григоровича. Завершена работа по реставрации и восстановлению 2-го и 4-го корпусов Главного адмиралтейства, продолжаются работы по восстановлению и реставрации 1-го и 3-го корпусов. В соответствии с оригинальной проектной документацией полностью восстановлены Западная, Восточная и Центральная башни Адмиралтейства (со шпилем и скульптурными группами на башне). Без ущерба историческому облику Адмиралтейства созданы все необходимые условия для повседневного функционирования органов управления Главного командования ВМФ в комплексе зданий Адмиралтейства. Это наша важнейшая задача и обязанность – хранить наследие. 

Что вы, товарищ главнокомандующий, хотели бы пожелать своим подчинённым в преддверии Дня защитника Отечества? 

Хочу поздравить всех военных моряков, ветеранов ВМФ с этим замечательным праздником! Со столетием РККА и РККФ. Желаю успеха в службе всем, кто связал свою жизнь с армией и флотом. Большого счастья вам и новых открытий! Семь футов под килем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий