РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
(19)
RU
(11)
(13)
U1
| |||
|
(12) ОПИСАНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ К ПАТЕНТУ
Статус: Пошлина: | действует (последнее изменение статуса: 27.03.2017) учтена за 2 год с 03.03.2017 по 02.03.2018 |
(21)(22) Заявка: 2016107592, 02.03.2016
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
02.03.2016
Приоритет(ы):
(22) Дата подачи заявки: 02.03.2016
(45) Опубликовано: 15.03.2017 Бюл. № 8
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2083443 C1, 10.07.1997. RU 154199 U1, 20.08.2015. US 3537066 A1, 27.10.1970. US 3183479 A1, 11.05.1965. RU 2376211 C2, 20.12.2009.
Адрес для переписки:
140185, Московская обл., г. Жуковский-5, а/я 2563, Акционерное общество Научно-технический центр "Альфа-М", А.Е. Цветкову |
(72) Автор(ы):
Тяпченко Юрий Александрович (RU), Дубровина Кристина Геннадиевна (RU), Леонов Кирилл Юрьевич (RU), Торбин Александр Викторович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Акционерное общество Научно-технический центр "Альфа-М" (RU) |
(54) Устройство информационного обеспечения посадки вертолета корабельное
(57) Реферат:
Полезная модель относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использована для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельные взлетно-посадочные площадки ВППл в сложных метеоусловиях ночью за счет увеличения объема и качества информации о качках морского корабля, представляемой летчику внекабинными средствами отображения.
Техническим результатом предлагаемого решения является повышение функциональной возможности устройства и безопасности посадки вертолета особенно ночью в условиях качки корабля за счет:
- введения в световую планку указателя истинного горизонта символа индикации положения ВППл по крену и его цветового кодирования в зависимости от диапазонов качки в установившемся режиме бортовой качки,
- выделения в отдельные конструктивы индикаторов дифферента и вертикального перемещения центра ВППл,
- отображения информации о величине и направлении дифферента и вертикального перемещения центра ВППл в виде столбчатых диаграмм и отображения на их фоне каждого из них символов текущего значения дифферента и соответственно высоты центра ВППл,
Известен световой указатель крена и дифферента (см. Ю.Г. Басов, 1993, Светосигнальные устройства, Москва, Транспорт, стр. 269-270, 309), применение которого направлено на повышение безопасности посадки вертолета на корабельные ВППл на этапе приземления, содержащий блок индикации крена; цифровой индикатор значений крена; сигнализатор направления крена влево; сигнализатор направления крена вправо; блок индикации дифферента; сигнализатор движения палубы вниз; сигнализатор «Запрет посадки»; сигнализатор движения палубы вверх; цифровой индикатор значений дифферента; сигнализатор направления дифферента вверх; сигнализатор направления дифферента вниз.
Основным недостатком этого устройства является форма представления информации. Так, летчик, используя сигнализаторы и цифровые индикаторы, с трудом может определить время до начала изменения направлений движения по крену и дифференту. Еще с большим затруднением он может определить время до начала изменения направления движения ВППл по высоте.
Особенно важным недостатком данного устройства следует считать отсутствие внекабинной индикации истинного горизонта. Отсутствие такой индикации при ночной посадке в СМУ не исключает возникновение иллюзий у летчика, которые приводят к раскачке вертолета и соответственно к летным происшествиям или к катастрофам.
Известно устройство индикации параметров качки ВППл корабля типа «Световое Т» (см. «Тюльпан-В1», руководство по эксплуатации ИЖЦП.676765.005 светотехнического комплекса «Тюльпан-В1»). Устройство индикации параметров качки ВППл состоит из сигнального индикатора крена, сигнального индикатора вертикального перемещения ВППл. Индикатор крена состоит из девяти отдельных световых элементов, расположенных в линию горизонтально один за другим, из которых четыре левых световых элемента предназначены для сигнализации о крене влево, четыре правых - для сигнализации о крене вправо, центральный световой элемент информирует летчика о горизонтальном положении ВППл.
Таким образом, данный индикатор - индикатор крена обеспечивает летчика информацией как о величине, так и о направлении бортовой качки, причем в виде, существенно лучшем, чем это выполнено в вышеописанном световом устройстве.
Известен индикатор посадочный палубный (см. патент RU №85719 МПК G08G 05/02, публикация от 10.08.2009), содержащий индикатор крена и индикатор вертикального перемещения центра корабельной взлетно-посадочной площадки, выполненные на световых элементах, блоки коммутации питания световых элементов индикатора крена и индикатора вертикального перемещения, блоки логической обработки информации, выходы которых подключены соответственно к входам блока коммутации питания световых элементов индикатора крена и к входам блока коммутации питания световых элементов индикатора вертикального перемещения, а также пульт контроля и управления, причем индикатор крена выполнен в виде горизонтальной панели, ориентируемой перпендикулярно продольной оси корабля и состоящей из цветных светодиодных пикселей со структурой, например, 2G, Y, R световых элементов в пикселе, образующих прямоугольную матрицу размером Mк×Nкпикселей, в которой первая группа постоянно включенных светодиодов в пикселях используется для отображения контура поля индикации перемещения корабельной взлетно-посадочной площадки по крену, вторая группа постоянно включенных светодиодов в пикселях - для отображения нейтрального положения корабельной взлетно-посадочной площадки, третья группа постоянно включенных светодиодов в пикселях - для формирования левой и правой шкал индикатора крена вдоль его горизонтальной стороны, четвертая группа включаемых с накоплением в виде заполняющейся световой дорожки в левую либо правую стороны светодиодов в пикселях - для индикации текущего углового положения корабельной взлетно-посадочной площадки по крену, пятая группа включаемых светодиодов в пикселях - для сигнализации приближения крена на левый борт либо соответственно на правый к величине, предельной для безопасной посадки данного типа вертолета на заданный тип корабля, и шестая часть включаемых светодиодов в пикселях - для сигнализации величины крена выше предельного значения для безопасной посадки данного типа вертолета на заданный тип корабля; индикатор вертикального перемещения центра взлетно-посадочной площадки, выполненный в виде вертикальной панели, перпендикулярной по центру горизонтальной панели индикатора крена и состоящей из цветных светодиодных пикселей со структурой, например, 2G, Y, R световых элементов в пикселе, образующих прямоугольную матрицу размером Mв×Nв пикселей, в которой первая группа светодиодов в пикселях используется для отображения контура поля индикации перемещения взлетно-посадочной площадки по вертикали вниз, вторая группа постоянно включенных светодиодов в пикселях - для формирования шкалы индикации вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки вверх либо вниз, третья группа включаемых светодиодов в пикселях, например, зеленого цвета - для индикации перемещения взлетно-посадочной площадки вниз, четвертая группа включаемых в нижней части информационного поля индикатора светодиодов в пикселях, например, желтого цвета - для сигнализации приближения взлетно-посадочной площадки к нижнему положению, т.е. для предупреждения летчика о скором изменении направления перемещения взлетно-посадочной площадки снизу вверх, пятая группа включаемых в нижней части информационного поля индикатора светодиодов в пикселях, например, красного цвета - для сигнализации самого нижнего положения взлетно-посадочной площадки, шестая группа светодиодов в пикселях, например, красного цвета - для отображения контура поля индикации перемещения взлетно-посадочной площадки вверх, седьмая группа включаемых светодиодов в пикселях, например, красного цвета - для индикации перемещения взлетно-посадочной площадки вверх; пульт контроля и управления выполнен в виде видеомонитора для отображения информации и двухкоординатного манипулятора для ввода информации; блоки коммутации питания световых элементов индикаторов крена и вертикального перемещения выполнены в виде электронных бесконтактных устройств, а блоки логической обработки информации индикатора крена и индикатора вертикального перемещения выполнены в виде программируемого контроллера индикатора крена и индикатора вертикального перемещения, кроме того, дополнительно введены блоки регулировки яркости световых элементов индикаторов крена и вертикального перемещения, каждый из которых подключен первыми входами соответственно к выходам блоков коммутации питания световых элементов индикаторов крена и вертикального перемещения, вторыми входами - ко вторым выходам контроллеров индикаторов крена и вертикального перемещения, а выход блоков регулировки яркости световых элементов индикаторов крена и вертикального перемещения соединены соответственно с входами световых элементов индикаторов крена и вертикального перемещения; цифровой индикатор времени до перехода взлетно-посадочной площадки в положение, разрешенное для посадки вертолета на взлетно-посадочную площадку, выполненный из световых элементов, например, на основе светодиодных пикселей в количестве и расположении, необходимом и достаточном для формирования двухразрядных десятичных чисел, причем входы световых элементов цифрового индикатора времени подключены к выходу блока регулировки яркости световых элементов цифрового индикатора времени, первые и вторые входы которого связаны соответственно с блоком коммутации питания световых элементов цифрового индикатора времени и выходом контроллера цифрового индикатора времени, который соединен с входом блока коммутации питания световых элементов цифрового индикатора времени, реализованного в виде электронного бесконтактного устройства; выхода интерфейсных модулей индикатора крена, индикатора вертикального перемещения и цифрового индикатора времени подключены соответственно к входам контроллеров индикатора крена, индикатора вертикального перемещения и цифрового индикатора времени, а входы интерфейсных модулей индикатора крена, индикатора вертикального перемещения, цифрового индикатора времени, выход общекорабельной навигационной системы соединены соответственно по мультиплексным каналам через устройство обмена информацией с портом ввода-вывода информации вычислительного блока, связанного портами соответственно с видеомонитором, например, на основе ЖК-панели и двухкоординатным манипулятором пульта контроля и управления; при этом вычислительный блок обеспечивает преобразование информации, поступающей по мультиплексному каналу от навигационной системы в информацию для управления светодиодами четвертой, пятой и шестой групп индикатора, светодиодами третьей, четвертой и пятой групп индикатора вертикального перемещения для включения световых элементов цифрового индикатора времени в режим отображения вычисленного значения времени, оставшегося до получения разрешения на посадку вертолета на взлетно-посадочную площадку.
Однако в данном индикаторе отсутствует информация об истинном горизонте, что не позволяет его применение в ночных условиях и при отсутствии видимости днем.
Имеются другие патенты и заявки на полезные модели, в которых предлагаются способы и средства СИОП: Индикатор вертикального перемещения корабельный взлетно-посадочной площадки, патент RU №123200 МПК G08G 05/02, публикация от 20.12.2012; Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, патент RU №2506654 МПК G09G 03/20, публикация от 10.02.2014; Индикатор положения взлетно-посадочной площадки корабельный, патент RU №154199 МПК G08G 05/02, публикация от 20.08.2015; Индикатор положения взлетно-посадочной площадки корабельный, заявка на полезную модель RU №2014.148690 от 03.12.2014; Индикатор положения взлетно-посадочной площадки корабельный, заявка на полезную модель RU №2015.125984 от 30.06.2015.
Среди них в наибольшей степени отвечает требованиям СИОП индикатор посадочный палубный (см. патент RU 153655 МПК G08G 05/02, публикация от 27.07.2015), содержащий блок индикации крена, блок индикации дифферента, блок индикации вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки, блок обработки информации и управления, который с одной стороны подключен с помощью проводной линии связи к корабельной навигационной системе, которая обеспечивает выдачу текущих значений параметров бортовой, килевой и вертикальной качек, и с другой - к блоку индикации крена корабля и к блоку обработки информации и управления и все блоки подключены к источникам электропитания, причем блок индикации крена выполнен в виде указателя истинного горизонта, состоящего из блока одноосной стабилизации и горизонтально установленной на его оси вращения планки с встроенной в нее прямоугольной матрицей, состоящей из сверхъярких светодиодов, например, зеленого цвета, причем блок одноосной стабилизации и планка имеют входы-выходы для подключения к мультиплексным линиям связи информационного обмена; в индикатор посадочный палубный введен экран светодиодный цветной с пиксельной структурой матрицы, в информационное поле которого встроены: информационное поле дополнительного индикатора направления и величины крена, информационное поле индикатора направления и величины дифферента, информационное поле индикатора направления и величины вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки, информационное поле индикатора располагаемого времени для принятия летчиком решения на выполнение операции причаливания (касания) вертолета к взлетно-посадочной площадке и который имеет вход-выход для подключения к мультиплексным линиям связи информационного обмена и к источнику электропитания; блок обработки информации и управления выполнен в виде промышленного компьютера, имеющего входы-выходы для подключения к мультиплексным линиям связи информационного обмена с планкой и блоком одноосной стабилизации указателя истинного горизонта, экраном светодиодным цветным и навигационной системой и в который встроены программные модули: управления яркостью светодиодов световых панелей планки указателя истинного горизонта и экрана светодиодного цветного, управления положением планки указателя истинного горизонта; формирования на информационном поле дополнительного индикатора направления и величины крена корабля символа текущего положения корабля по крену, например, в виде треугольника и управления его перемещением и цветом, формирования на информационном поле индикатора направления и величины дифферента корабля символа текущего положения корабля по дифференту, например, в виде прямоугольника и управления его перемещением и цветом, формирования на информационном поле индикатора направления и величины вертикального перемещения центра взлетно-посадочной площадки символа текущего положения центра взлетно-посадочной площадки по высоте, например, в виде поршня, похожего на букву Т, и управления его перемещением и цветом, расчета текущего положения центра взлетно-посадочной площадки с учетом места ее размещения и величин и направлений всех видов качки корабля, расчета времени, оставшегося до совершения операции причаливания (касания) вертолета на взлетно-посадочную площадку, и формирование цифровых значений этого времени на информационном поле индикатора располагаемого времени, формирования сигнала запрета на посадку и включение информационного поля индикатора располагаемого времени красным цветом - сигнала запрета посадки; все проводные линии связи выполнены в виде мультиплексных каналов обмена информацией, которые с одной стороны подключены к компьютеру и с другой - к составным частям индикатора и к корабельной навигационной системе.
Таким образом, рассматриваемый индикатор обеспечивает летчика информацией о всех 6 параметрах качки и кроме этого предоставляет летчику возможность выполнения посадки в автоматизированном режиме, используя только цифровой индикатор и указатель истинного горизонта.
К недостаткам этого индикатора следует отнести пространственно разнесенное представление информации об истинном горизонте и направления и величины бортовой качки, а также представление информации об оставшемся времени в виде быстро меняющихся цифр.
Техническим результатом предлагаемого решения является повышение информативности планки указателя истинного горизонта и индикаторов дифферента и вертикального перемещения центра ВППл.
Технический результат достигается тем, что в устройство информационного обеспечения посадки вертолета корабельное, состоящее из указателя истинного горизонта, который состоит из блока одноосной стабилизации и планки указателя истинного горизонта, содержащей блок световых элементов на основе светодиодов, световой символ индикации текущего значения угла бокового наклона ВППл, индикатора дифферента, содержащего блок световых элементов и символ индикации текущего значения дифферента, индикатора вертикального перемещения центра ВППл, содержащего блок световых элементов и символ индикации текущего положения центра ВППл по вертикали, мультиплексных линий связи, входы-выходы которых подключены с одной стороны к компьютеру, а с другой - к блоку одноосной стабилизации, планке указателя истинного горизонта и индикаторам дифферента и вертикального перемещения центра ВППл, пульта управления на основе промышленного компьютера, который с одной стороны подключен с помощью проводной линии связи к корабельной навигационной системе, которая обеспечивает выдачу текущих значений параметров бортовой, килевой и вертикальной качек, и с другой - к указателю истинного горизонта и индикаторам дифферента и вертикального перемещения центра ВППл, каркаса для установки составных частей устройства, и все составные части устройства подключены к источнику электропитания, причем в блоке световых элементов планки указателя истинного горизонта выделено информационное поле отображения световой линии горизонта и информационное поле для отображения символа текущего значения угла бокового наклона ВППл; индикатор дифферента конструктивно выполнен в виде одной световой планки, в которую встроен блок световых элементов для индикации амплитуды дифферента в виде столбчатой диаграммы и индикации символа текущего значения дифферента ВППл, и индикатор вертикального перемещения центра ВППл выполнен в виде одной световой планки, в которую встроен блок световых элементов для индикации амплитуды вертикального перемещения центра ВППл в виде столбчатой диаграммы и символа индикации текущего положения центра ВППл по вертикали, и в индикатор введен символ индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз; в пульт управления, содержащий вычислительный блок, введены программно-вычислительно модули: программно-вычислительный модуль преобразования информации, поступающей от навигационной системы в управляющие сигналы блока одноосной стабилизации; программно-вычислительный модуль задания уровней яркости световых элементов планки указателя истинного горизонта, индикатора дифферента и индикатора вертикального перемещения; программно-вычислительный модуль формирования световой линии указателя истинного горизонта; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения корабля по крену; программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения корабля по крену; программно-вычислительный модуль определения устойчивой величины бортовой качки корабля и модуль управления цветом символа в зависимости от величины крена корабля в соответствии со следующим алгоритмом: при устойчивой величине крена |γ|≤|γ1| - символ включается в одном цвете, при устойчивой величине крена в диапазоне |γ1|<|γ|≤|γ2| - символ включается во втором цвете, при устойчивой величине крена |γ|>|γ2| - символ включается в третьем цвете; программно-вычислительный модуль определения амплитуды и направления движения корабля по дифференту для очередного цикла движения корабля по траектории; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего значения дифферента корабля; программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения корабля по дифференту; программно-вычислительный модуль определения амплитуды и направления вертикального перемещения центра ВППл; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте; программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз; программно-вычислительный модуль определения места размещения символа индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз на фоне информационного поля индикации амплитуды и направления перемещения центра ВПП по вертикали.
Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными признаками позволяют успешно реализовать поставленную цель.
На фиг. 1 показана структурная схема УИОПВк.
На фиг. 2 показана схема расположения составных частей УИОПВк при нулевом крене, движении ВППл по дифференту и по вертикали вниз (первый цвет столбиковых диаграмм), с отображением символов положения ВППл по крену и дифференту (первого цвета) и отображением символа положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз (второго цвета).
На фиг. 3 показана схема расположения составных частей устройства при крене корабля вправо на угол, равном величине γ и удовлетворяющему условию |γ|≤|γl| что нашло отражение в цвете символа текущего положения крена. Он первого цвета.
На фиг. 4 показана схема расположения составных частей УИОПВк при крене корабля вправо, равном величине γ и удовлетворяющем условию |γ1|<|γ|≤|γ2|, что нашло отражение в цвете символа текущего положения крена. Он второго цвета. Движение ВППл по дифференту и вертикали направлено вверх, что нашло отражение в цвете диаграмм. Они второго цвета.
Обозначения к фигурам:
1 - Указатель истинного горизонта;
1.1 - Блок одноосной стабилизации;
1.1.1 - Выходная ось вращения;
1.1.2 - Вращательный реверсивный механизм;
1.1.3 - Блок управления вращательного реверсивного механизма;
1.2 - Планка указателя истинного горизонта;
1.2.1 - Блок световых элементов ПУИГ - информационное поле отображения символа индикации текущего положения корабля по крену;
1.2.2 - Информационное поле отображения световой линии горизонта;
1.2.3а, 1.2.3б - Символ текущего значения угла бокового наклона ВППл;
1.2.4 - Блок управления и регулировки яркости световых элементов;
2 - Индикатор дифферента;
2.1 - Блок световых элементов индикатора дифферента;
2.2 - Символ индикации текущего значения дифферента;
2.3, 2.3а, 2.3б - Информационное поле индикации амплитуды и направления дифферента;
2.4 - Блок управления и регулировки яркости световых элементов;
3 - Индикатор вертикального перемещения центра ВППл;
3.1 - Блок световых элементов индикатора вертикального перемещения центра ВППл;
3.2 - Символ индикации текущего положения центра ВППл по вертикали;
3.3, 3.3а, 3.3б - Информационное поле индикации амплитуды и направления перемещения центра ВПП по вертикали первого цвета при движении вниз и второго цвета при движении вверх;
3.4 - Символ индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз;
3.5 - Блок управления и регулировки яркости световых элементов;
4 - Пульт управления;
4.1 - Вычислительный блок;
4.1.1 - Программно-вычислительные модули;
4.1.1.1 - Программно-вычислительный модуль преобразования информации, поступающей от навигационной системы в управляющие сигналы блока одноосной стабилизации;
4.1.1.2 - Программно-вычислительный модуль задания уровней яркости световых элементов планки указателя истинного горизонта, индикатора дифферента и индикатора вертикального перемещения;
4.1.1.3 - Программно-вычислительный модуль формирования световой линии УИГ;
4.1.1.4 - Программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения корабля по крену;
4.1.1.5 - Программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения корабля по крену;
4.1.1.6 - Программно-вычислительный модуль определения устойчивой величины бортовой качки корабля и модуль управления цветом символа;
4.1.1.7 - Программно-вычислительный модуль определения амплитуды и направления движения корабля по дифференту для очередного цикла движения корабля по траектории;
4.1.1.8 - Программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего значения дифферента корабля;
4.1.1.9 - Программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения корабля по дифференту;
4.1.1.10 - Вычислительный модуль определения амплитуды и направления вертикального перемещения центра ВППл;
4.1.1.11 - Программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте;
4.1.1.12 - Программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте;
4.1.1.13 - Программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте;
4.1.1.14 - Программно-вычислительный модуль формирования символа индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз;
4.1.1.15 - Программно-вычислительный модуль определения места размещения символа индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз на фоне информационного поля индикации амплитуды и направления перемещения центра ВПП по вертикали;
5 - Сеть мультиплексных линий связи;
6 - Корабельный источник питания (не входит в состав устройства);
7 - Корабельная навигационная система (не входит в состав устройства);
8 - Каркас для установки составных частей устройства;
9 - Фундамент для установки каркаса с составными частями устройства (не входит в состав устройства);
10 - Взлетно-посадочная площадка ВППл корабельная.
Индикатор работает следующим образом.
При бортовой качке УИОПВк наклоняется вместе с фундаментом 10, на котором он установлен. Блок одноосной стабилизации БОС 1.1, взаимодействуя с корабельной навигационной системой 7, поддерживает планку УИГ 1.2 и соответственно линию истинного горизонта 1.2.2 в горизонтальном положении. При этом, если угол бортовой качки устойчиво удовлетворяет соотношению |γ|≤|γ1|, например менее или равен 6°, то символ текущего положения ВППл по крену 1.2.3а, сформированный с помощью вычислительного блока 4 и размещаемый этим же блоком на информационном поле 1.2.1 в соответствии с данными навигационной системы 7, горит первым цветом. Если угол качки устойчиво находится в пределах |γ1|<|γ|≤|γ2|, например более 6°, но менее 10°, то символ текущего положения ВППл по крену 1.2.3б светится в другом цвете, например во втором цвете. Если угол качки устойчиво равен величине |γ2| и выше, например 10° и выше, то символ текущего положения ВППл по крену светится третьим цветом. Таким образом, с помощью символа текущего положения ВППл по крену обеспечивается не только индикация текущего значения угла крена, но и сигнализация о диапазоне амплитуды бортовой качки, что повышает безопасность посадки.
Индикатор направления и величины дифферента 2 и индикатор вертикального перемещения центра ВППл 3 имеют одинаковую структуру и принцип работы. На каждом индикаторе имеется по два цветных информационных поля 2.1 (3.1) и соответственно 2.3 (3.2). На поле 2.1 индикатора 2 формируются программным способом символ индикации текущего значения дифферента 2.2, а на поле 3.1 - соответственно символ индикации текущего положения центра ВППл по вертикали 3.2.
Местоположение символа 2.2 относительно столбиковой диаграммы 2.3 определяется вычислительным блоком 4 в зависимости от текущего положения ВППл по дифференту по данным от навигационной системы 5.
Местоположение символа 3.2 относительно столбиковой диаграммы 3.3 определяется вычислительным блоком 4 в зависимости от текущего положения центра ВППл по высоте. Высота диаграммы вычисляется блоком 4 по данным навигационной системы по крену, дифференту и вертикальной качке с учетом размещения центра ВППл относительно диаметральной плоскости корабля (судна). Вычислительный блок также по специальным алгоритмам определяет амплитуды качек по дифференту корабля и по высоте перемещения центра ВППл. При этом началом каждой диаграммы является текущее значение дифферента или соответственно высоты центра ВППл, а конец диаграмм - это прогнозируемые значения этих видов качки. Началом диаграмм индикации движения вниз 2.3 и 3.3 являются их верхние линии. Началом диаграмм индикации движения вверх 2.3 и 3.3 являются нижние их линии.
На фоне диаграммы 3.3а - диаграммы индикации движения центра ВППл вниз - может появиться символ 3.4. Его положение определяется вычислительным блоком 4 по данным навигационной системы 5. Для его появления должны быть выполнены следующие условия: индекс 1.2.3а должен быть в зоне, близкой к середине планки указателя истинного горизонта, индекс 2.2 на фоне диаграммы индикации дифферента 2.3 должен быть в пределах, которые, как правило, указываются в руководствах по эксплуатации конкретных типов вертолетов, индекс 3.2 должен перемещаться вниз.
Преимущество предложенного технического решения состоит в том, что летчику предоставляется информация о видах, направлениях и величинах всех видов качек ВППл и вертикального перемещения центра ВППл в удобном для восприятия виде и в объеме, необходимом для принятия решения, направленного на осуществление причаливания вертолета на ВППл, и информация для осуществления причаливания в автоматизированном режиме посадки.
Технико-экономическим эффектом полезной модели является повышение безопасности посадки вертолета на корабельную ВППл днем и ночью при бортовой, килевой и вертикальной качках корабля при улучшении технико-эксплуатационных характеристик УИОПВк.
Формула полезной модели
Устройство информационного обеспечения посадки вертолета корабельное, состоящее из указателя истинного горизонта, который состоит из блока одноосной стабилизации и планки указателя истинного горизонта, содержащей блок световых элементов на основе светодиодов, световой символ индикации текущего значения угла бокового наклона ВППл, индикатора дифферента, содержащего блок световых элементов и символ индикации текущего значения дифферента, индикатора вертикального перемещения центра ВППл, содержащего блок световых элементов и символ индикации текущего положения центра ВППл по вертикали, мультиплексных линий связи, входы-выходы которых подключены с одной стороны к компьютеру, а с другой - к блоку одноосной стабилизации, планке указателя истинного горизонта и индикаторам дифферента и вертикального перемещения центра ВППл, пульта управления на основе промышленного компьютера, который с одной стороны подключен с помощью проводной линии связи к корабельной навигационной системе, которая обеспечивает выдачу текущих значений параметров бортовой, килевой и вертикальной качек, и с другой - к указателю истинного горизонта и индикаторам дифферента и вертикального перемещения центра ВППл, каркаса для установки составных частей устройства, и все составные части устройства подключены к источнику электропитания, отличающееся тем, что в блоке световых элементов планки указателя истинного горизонта выделено информационное поле отображения световой линии горизонта и информационное поле для отображения символа текущего значения угла бокового наклона ВППл; индикатор дифферента конструктивно выполнен в виде одной световой планки, в которую встроен блок световых элементов для индикации амплитуды дифферента в виде столбчатой диаграммы и индикации символа текущего значения дифферента ВППл, и индикатор вертикального перемещения центра ВППл выполнен в виде одной световой планки, в которую встроен блок световых элементов для индикации амплитуды вертикального перемещения центра ВППл в виде столбчатой диаграммы и символа индикации текущего положения центра ВППл по вертикали, и в индикатор введен символ индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз; в пульт управления, содержащий вычислительный блок, введены программно-вычислительно модули: программно-вычислительный модуль преобразования информации, поступающей от навигационной системы в управляющие сигналы блока одноосной стабилизации; программно-вычислительный модуль задания уровней яркости световых элементов планки указателя истинного горизонта, индикатора дифферента и индикатора вертикального перемещения; программно-вычислительный модуль формирования световой линии указателя истинного горизонта; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения корабля по крену; программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения корабля по крену; программно-вычислительный модуль определения устойчивой величины бортовой качки корабля и модуль управления цветом символа в зависимости от величины крена корабля в соответствии со следующим алгоритмом: при устойчивой величине крена |γ|≤|γ1| - символ включается в одном цвете, при устойчивой величине крена в диапазоне |γ1|<|γ|≤|γ2| - символ включается во втором цвете, при устойчивой величине крена |γ|>|γ2| - символ включается в третьем цвете; программно-вычислительный модуль определения амплитуды и направления движения корабля по дифференту для очередного цикла движения корабля по траектории; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего значения дифферента корабля; программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения корабля по дифференту; программно-вычислительный модуль определения амплитуды и направления вертикального перемещения центра ВППл; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте; программно-вычислительный модуль управления положением символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации текущего положения центра ВППл по высоте; программно-вычислительный модуль формирования символа индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз; программно-вычислительный модуль определения места размещения символа индикации положения ВППл, близкого к горизонтальному при движении центра ВППл вниз на фоне информационного поля индикации амплитуды и направления перемещения центра ВПП по вертикали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий