четверг, 8 июня 2017 г.

Оптико-электронная система обеспечения полетов корабельной авиации в ночных условиях

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)

RU

(11)

(13)

U1
(51) МПК
(12) ОПИСАНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ К ПАТЕНТУ
Статус:
Пошлина:
действует (последнее изменение статуса: 10.05.2017)
учтена за 4 год с 05.02.2017 по 04.02.2018
(21)(22) Заявка: 2014103901/11, 04.02.2014
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
04.02.2014
Приоритет(ы):
(22) Дата подачи заявки: 04.02.2014
(45) Опубликовано: 27.08.2014 Бюл. № 24
Адрес для переписки:
199106, Санкт-Петербург, Галерный пр-д, 3, Открытое акционерное общество "Невское проектно-конструкторское бюро"
(72) Автор(ы):
Панин Михаил Михайлович (RU),
Прудовский Михаил Григорьевич (RU),
Потапов Борис Сергеевич (RU),
Веселов Андрей Юрьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НЕВСКОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО" (RU)
(54) ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ КОРАБЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
(57) Реферат:
Полезная модель оптико-электронной системы (ОЭС) с ночным низкоуровневым и инфракрасным каналами обеспечения полетов авиации в ночных условиях относится к морской авиации и используется для контроля пространственного положения самолета, заходящего в ночных условиях (при освещенности менее 1 люкс) на посадку на палубу авианесущего корабля. При подлете самолета к кораблю, руководитель визуальной посадки (РВП) визуально контролирует фактическое пространственное положение самолета крен/тангаж, а также состояние механизации крыла, выпуска шасси и гака и, в случае обнаружения явных отклонений от нормы, сообщает об этом летчику по радиосвязи. Контроль пространственного положения самолета со стороны РВП возможен посредством инфракрасного и ночного низкоуровневых каналов сопровождения ОЭС. Условия работы ОЭС не зависят от уровня освещенности в случае использования инфракрасного канала сопровождения. Технический результат состоит в расширении спектра задач, решаемых телевизионной системой мониторинга посадки самолетов, а именно, в повышении уровня безопасности полетов, а также в снижении числа беспосадочных пролетов над палубой, вызванных отклонением от требуемых параметров захода на посадку.



Предлагаемая полезная модель относится к области морской авиации, в частности к средствам обеспечения посадки самолета на палубу корабля.
Известно устройство документирования взлетов и посадок по свидетельству РФ на полезную модель №10031, содержащее две телевизионные камеры, два монитора, два блока видеозаписи, полиэкранный видео блок, блоки управления, системный видео блок. Первая телевизионная камера расположена выше плоскости взлетно-посадочной полосы, а вторая телевизионная камера установлена на плоскости взлетно-посадочной полосы. Первый монитор, первый блок видеозаписи и первый блок управления расположены на главном командном пункте корабля, а второй монитор, второй блок видеозаписи и второй блок управления расположены на посту руководителя полетов.
Данная установка имеет недостатки, она не дает возможности определить параметры траектории движения летательного аппарата при заходе на посадку и возможности корректировать отклонения от заданной траектории посадки из-за отсутствия связи с руководителем полетов.
Известно изобретение (Патент №2155323) «Оптико-электронная система (ОЭС) поиска и сопровождения цели» с приемником инфракрасного излучения и лазерным дальномером. Изобретение относится к приборостроению, в частности к оптико-электронным приборам, предназначенным для поиска тепло излучающих объектов и их сопровождения в сочетании с дальномером, используемым для обеспечения указания цели оружию и решения прицельных задач. Устройство содержит подвижное зеркало с датчиками углов и приводами, спектроделительный фильтр, пеленгационный канал, формирующий сигнал рассогласования между оптической осью системы и направлением на цель, а также передающий и приемный лазерные каналы.
Известно устройство (Свидетельство на полезную модель №82079 U1) «Телевизионная система мониторинга посадки самолетов» - принятое за прототип.
Данная система может использоваться для мониторинга процессов посадки летательных аппаратов на аэродромах различных типов. Система определяет отклонения летательного аппарата от заданной глиссады при заходе на посадку самолета и предоставляет информацию о текущих отклонениях руководителю полетов. Телевизионная система мониторинга посадки самолетов имеет две телевизионных камеры, образующих стереопару, расположенные рядом с посадочной полосой и формирующих видеоизображения заходящего на посадку самолета, системный видеоблок, к которому подключены телевизионные камеры, монитор и устройство видеозаписи, блоки управления. В телевизионную систему мониторинга введены вычислительные устройства, дополнительные мониторы, каждый по числу телевизионных камер, сетевой коммутатор, объединяющий в локальную вычислительную сеть вычислительные устройства, системный видеоблок и устройство видеозаписи. Телевизионная система мониторинга связана датчиком дальности с аэродромным посадочным радиолокационным комплексом.
Данный аналог имеет недостатки:
Телевизионная система мониторинга посадки выполняет свои задачи в условиях освещенности не менее 1 люкс (сумерки).
В случае если уровень освещенности ниже показателя в 1 люкс, видеоизображение становится не информативным в части возможности визуального контроля крена/тангажа, а также положения механизации и выпуска гака, что, в случае потери летчиком пространственной ориентации из-за отсутствия визуальных ориентиров (линии горизонта, водной поверхности, а также малых размеров полетной палубы и посадочной полосы на ней), может привести к срыву захода на посадку (вплоть до авиационного происшествия).
Целью предлагаемой полезной модели является расширение спектра задач, решаемых телевизионной системой мониторинга посадки, повышение уровня безопасности полетов, а также снижение числа беспосадочных пролетов над палубой, вызванных отклонением от требуемых параметров захода на посадку.
Это достигается тем, что при проведении полетов в ночное время при малых освещенностях используется видеоконтрольное устройство ОЭС обеспечения ночных полетов, тем самым у руководителя визуальной посадки (РВП) появляется возможность визуального контроля следующих параметров:
- фактического пространственного положения самолета по крену/тангажу;
- состояния механизации крыла, выпуска шасси и гака.
В случае возникновения явных отклонений вышеперечисленных параметров от нормы, РВП имеет возможность визуально обнаружить их и сообщить летчику по радиосвязи.
Обеспечение полетов корабельной авиации в ночных условиях реализуется установкой оптико-электронного блока ОЭС с телевизионными и инфракрасным каналами сопровождения и средствами документирования (видеозаписи), а также установкой на рабочем месте РВП видеоконтрольного устройства и пульта дистанционного управления ОЭС, связанных с оптико-электронным блоком.
На фиг.1 представлена функциональная схема предполагаемой полезной модели.
ОЭС состоит из оптико-электронного блока 1, блока питания 2, пульта дистанционного управления 3, видеоконтрольного устройства 4.
На фиг.2 представлена схема обеспечения полетов на рабочем месте РВП.
Обеспечение полетов корабельной авиации в ночных условиях осуществляется следующим образом:
РВП на заключительном этапе захода самолета на посадку в ночных условиях осуществляет руководство (по радиосвязи с летчиком) и контроль захода на посадку, используя монитор телевизионной системы мониторинга посадки самолетов 5 (как основное устройство) и видеоконтрольное устройство ОЭС 4 (как вспомогательное устройство) получающее видеоизображение от каналов (инфракрасного или телевизионного) оптико-электронного блока 1. Управление ОЭС осуществляется РВП посредством пульта дистанционного управления 3. Питание ОЭС осуществляется блоком питания 2.
ОЭС не требует сопряжения с корабельными системами, поскольку она не является измерительной системой, а служит только вспомогательным средством визуального контроля. Ввод единого времени и даты для документирования производится РВП вручную.
Предлагаемая полезная модель позволяет повысить уровень безопасности полетов, а также уменьшить число беспосадочных пролетов над палубой, вызванных отклонением от требуемых параметров захода на посадку.
Формула полезной модели
Оптико-электронная система обеспечения полетов корабельной авиации в ночных условиях, содержащая телевизионные каналы, отличающаяся тем, что при проведении полетов в ночное время при малых освещенностях используется видеоконтрольное устройство, на котором отображается видеоинформация от инфракрасного канала оптико-электронного блока, видеоконтрольное устройство расположено на рабочем месте руководителя визуальной посадки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий