понедельник, 29 мая 2017 г.

Интервью «Интерфаксу-АВН» генерального конструктора РКК «Энергия» Евгения Микрина

Генконструктор РКК «Энергия» Евгений Микрин: «Марсианские экспедиции станут возможны не ранее 40-х годов»
МикринРакетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева занимает особое место в космической отрасли России. Она является родоначальником практически всех направлений отечественной ракетной и космической техники, головной организацией по пилотируемым космическим системам. 
Здесь были созданы первые отечественные баллистические ракеты, первый искусственный спутник Земли, пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», первые автоматические межпланетные станции, запущенные к Луне, Венере и Марсу... 
О том, над какими проектами сегодня работает корпорация, рассказал «Интерфаксу-АВН» генеральный конструктор РКК «Энергия» Евгений МИКРИН.

      - Евгений Анатольевич, на каком этапе находятся работы по созданию ракеты-носителя среднего класса «Феникс»?


     - Хотел бы сразу уточнить, что «Феникс» это не ракета-носитель, а название опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения, которая прописана в федеральной космической программе.


     В рамках этой ОКР в апреле текущего года были начаты работы по разработке эскизного проекта комплекса ракеты-носителя среднего класса.


     - Когда планируется выполнить первый испытательный пуск новой ракеты? С какого космодрома он будет осуществлен?



     - Испытания новой ракеты-носителя среднего класса планируется начать в 2022 году на космодроме Байконур в составе совместного российско-казахстанского космического ракетного комплекса «Байтерек».


     Ракета-носитель будет универсальной для применения ее в составе космических ракетных комплексов как на космодромах «Байконур» и «Восточный», так и в составе комплекса «Морской старт».


     - В какую сумму оценивается проект «Феникс», каковы этапы его реализации?


     - В федеральной космической программе предусмотрено выполнение работ по созданию космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения (опытно-конструкторская работа «Феникс») с соответствующим финансированием, которое будет уточнено после разработки эскизного проекта.


     - Какую полезную нагрузку сможет выводить эта ракета на низкие и геостационарные орбиты?


     - Энергетические возможности ракеты-носителя среднего класса должны будут обеспечивать выведение полезных грузов на низкую околоземную орбиту массой до 17 тонн, на геостационарную орбиту – массой до 2,5 тонн.


     - Сообщалось, что эту ракету планируется использовать в качестве первой ступени сверхтяжёлой ракеты-носителя, а также как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с ракетами семейства «Ангара».


     - Планируется, что первая и вторая ступени перспективной ракеты-носителя сверхтяжелого класса будут создаваться на базе первой ступени ракеты-носителя среднего класса.


     Ракета-носитель «Ангара-А5» относится к РН тяжелого класса, поэтому новая ракета-носитель среднего класса сможет решать только часть задач РН «Ангара-А5».


     - Как продвигаются работы по созданию российского космического корабля «Федерация»? Когда возможен его первый полёт в беспилотном варианте?


     - Работы по созданию космического корабля «Федерация» проводятся в соответствии с государственным контрактом и генеральным графиком. Первый полет в беспилотном варианте запланирован в 2021 году.


     В связи с планируемыми  работами по созданию космического ракетного комплекса ракеты-носителя среднего РКК «Энергия» рассматривает возможность запусков космического корабля «Федерация» на этой ракете, в том числе и пилотируемых.


     - Сообщалось, что специалисты корпорации работают над проектом новой российской орбитальной станции. Расскажите об этом проекте. Планируется участие в нём зарубежных компаний?


     - Специалисты корпорации сейчас работают над наращиванием российского сегмента международной космической станции (МКС). До 2020 года планируется запустить новые модули: многоцелевой лабораторный модуль, научно-энергетический модуль и узловой модуль.


     На базе этих трёх модулей (при необходимости) может быть создана новая российская орбитальная станция. В состав этой станции планируется ввести ещё два модуля: трансформируемый и шлюзовой.


     Основными задачами российской орбитальной станции должны являться отработка технологий и создание элементов для осуществления полётов на поверхность Луны и участие в других перспективных программах по освоению дальнего космоса, возможность продолжения международного сотрудничества на низкой околоземной орбите после прекращения функционирования МКС, включая предоставление услуг по обеспечению порта для приёма иностранных кораблей.


     К приоритетным задачам следует также отнести  возможность привлечения в качестве  инвесторов частных компаний, включая иностранные,  для создания и использования российской орбитальной станции, развитие космического туризма, коммерциализация пилотируемых полётов; непрерывное функционирования стации за счёт замены выработавших ресурс модулей.


     - Работает ли корпорация «Энергия» над созданием космических систем многоразового использования, когда такие ракеты-носители могут быть созданы?


     - В настоящее время в ПАО «РКК «Энергия» исследования по ракетам-носителям многоразового использования не проводятся.


     - Как вы оцениваете перспективы реализации марсианской программы?


     - Марсианская программа - это путеводная звезда пилотируемой космонавтики. Однако для этого надо пройти определённый путь. Он требует существенных усовершенствований для повышения энергомассовой эффективности, повышения надёжности и обеспечения большей автономности.


     Необходима система обеспечения жизнедеятельности с почти замкнутым циклом, радиационная защита для долгого полёта, необходимы отказоустойчивые ремонтнопригодные системы, требующие минимального объёма запасных частей, инструментов  и т.д.


     Поэтому в рамках основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности начать отработку этих технологий предлагается на международной космической станции  и при реализации Лунной программы, которая включает в себя: -  запуск автоматических космических аппаратов "Луна-25","Луна-26","Луна-27", "Луна‑28", создание пилотируемого корабля для полёта на Луну,  создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса, пилотируемый полёт в окололунное пространство с высадкой на поверхность Луны с использованием лунного взлётно-посадочного комплекса.


     Что касается марсианских экспедиций, то, по моему мнению,  они будут реальны не в 20-х и, даже, не в 30-х годах. Скорее в 40-х. Совершенно очевидно, что марсианская программа слишком велика для одной, даже очень богатой страны. Скорее всего – это будет международный проект.


     - В последние годы всё большее внимание уделяется развитию  космического туризма. Насколько реализация таких программ экономически целесообразна? Имеется ввиду – позволяет ли отправка на орбиту туристов привлекать серьезные дополнительные средства в космическую отрасль? 


     - Космический туризм безусловно целесообразен на базе государственной программы при наличии свободных полетных возможностей. Если в пилотируемом корабле есть свободные места, то они могут быть представлены коммерческим клиентам.


     В российском корабле «Федерация» планируется обеспечить возможность полета на МКС четырех человек. Часть этих мест может быть предоставлена коммерческим клиентам. Кстати, большинство из них обижаются, если их называют туристами.


     Многое делается в РКК «Энергия» уже сейчас на корабле «Союз». Мы работаем над тем, чтобы с 2019 года обеспечить возможность запуска двух коммерческих участников космического полета  с одним командиром, сократить время автономного полета до стыковки до трех часов и др. Всё это может позволить привлекать десятки и сотни миллионов долларов в программу. Интересны перспективы «окололунного» и «лунного» туризма. Конечно, таких клиентов меньше, зато цена «билета» во много раз больше.


     В целом мы считаем это направление  перспективным и постараемся сохранить значительную долю этого рынка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий